Стертая форма дизартрия: Стертая дизартрия — причины, симптомы, диагностика и лечение

alexxlab Разное

Содержание

Стертая дизартрия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.

Общие сведения

Стертая форма дизартрии – распространенная речевая патология среди дошкольников. При обследовании детей, посещающих логопедические группы ДОУ, дизартрический компонент выявляется у 50% лиц с ОНР и 35% с ФФН. Около 10% случаев сложной дислалии при более детальном изучении переквалифицируются в легкую степень дизартрии. Термин «стертая дизартрия» предложен в 1969 г. логопедом и исследователем О.А Токаревой – этим понятием она обозначила неярко выраженные признаки псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особыми сложностями преодоления. В последующие годы вопросы терминологии неоднократно дискутировались и уточнялись специалистами-дефектологами. На сегодняшний день в отечественной логопедии принято название речевой патологии «минимальные дизартрические расстройства» (МДР), в зарубежной практике используется термин «артикуляционная диспраксия развития».

Стертая дизартрия

Причины стертой дизартрии

Нерезко выраженный дизартрический компонент обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. Такое состояние может быть вызвано органическим поражением различных отделов ЦНС во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периоде. Предпосылками для возникновения настоящего речевого нарушения выступают:

  • Осложнения гестации. Наличие у беременной токсикоза, артериальной гипертензии, нефропатии, иммунологической несовместимости, гестационного диабета и других патологий приводит к фетоплацентарной недостаточности. В результате плод страдает от дефицита кислорода и питательных веществ, следствием которых являются внутриутробная гипоксия и задержка развития.
  • Внутриутробные инфекции. Негрубые поражения ЦНС плода обычно происходят при инфицировании в третьем триместре гестации. Для последующего развития речевой моторики опасность представляют врожденная герпес-инфекция, цитомегалия, гепатиты, токсоплазмоз и др.
  • Патологическое течение родов. Данная группа риск-факторов включает затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, легкую асфиксию новорожденного. Акушерские операции с применением щипцов, вакуум-экстракции увеличивают опасность внутричерепной родовой травмы у младенцев.
  • Заболевания доречевого периода. Повреждение ЦНС в первый год жизни может быть обусловлено поствакцинальными осложнениями, а у непривитых детей — тяжелым течением инфекционных заболеваний (гриппа, краснухи, менингококковой инфекции и др.), осложненных менингитом или энцефалитом.

Дети с легкими дизартрическими нарушениями в раннем возрасте обычно наблюдаются у детского невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, проходят курсы фармакотерапии и массажа. Развитие ребенка после года в основном протекает благополучно, он снимается с диспансерного учета. Иногда в более старшем возрасте обнаруживаются признаки минимальной мозговой дисфункции.

Патогенез

При легкой степени дизартрии обычно выявляется поражение нижней ветви тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара), подъязычного (XII пара) нервов. В результате нарушается функция мышечных групп, иннервируемых этими черепно-мозговыми нервами. При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка. Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок. Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.

При МДР прежде всего страдает функция мышц языка, окружности рта, нёба, мимических и жевательных мышц, участвующих в управлении моторной стороной речи. Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Неполноценная иннервация артикуляторных органов негативно влияет на интонационно-выразительный аспект речи. Фонематические и лексико-грамматические нарушения обусловлены смазанной артикуляцией и потому носят вторичный характер.

Классификация

Речевой статус при стертой дизартрии может быть нарушен в различных аспектах: в одних случаях превалируют фонетические дефекты, в других – просодические, в третьих – они могут быть равноценны. В зависимости от патогенетического варианта выделяют следующие виды МДР:

  • Стертая корковая дизартрия
    . Обусловлена микроочаговым поражением коркового речедвигательного центра. Нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи. Фонематические и просодические компоненты сохранны.
  • Стертая экстрапирамидная дизартрия. Связана с повреждением подкорковых ядер и ганглиев. На первый план выходят расстройства просодики; нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени.
  • Стертая псевдобульбарная дизартрия. Возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. В равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов.
  • Смешанная форма стертой дизартрии
    . Обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и звукоразличительной стороне речи.

Симптомы стертой дизартрии

У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как полиморфная дислалия, и только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.

В общем физическом развитии у детей с МДР наблюдается незначительное отставание от возрастной нормы. Пациенты могут иметь невысокий рост, недостаточную массу тела, узкую грудную клетку. Они неуклюжи, быстро утомляются при физических нагрузках, затрудняются в синхронном выполнении движений. Наряду с общей двигательной сферой страдает тонкая моторика. Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор). У школьников страдают графомоторные навыки: отмечается неразборчивый почерк, низкий темп письма.

На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

Нарушение звукопроизношения носит множественный характер — фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Осложнения

Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. При этом страдает дифференциация не только акустически близких фонем, но и звуков, достаточно далеких по своим акустическим и артикуляторным свойствам. Невозможность четкой дикции и недифференцированность слухового контроля лежат в основе ФФН. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования. Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии.

Диагностика

Для обнаружения стертых проявлений дизартрии проводится комплекс медико-педагогических исследований: изучение анамнестических данных, анализ медицинской карты ребенка, объективный осмотр и инструментальная диагностика. В процессе обследования необходимо тесное сотрудничество логопеда и детского невролога. Основные диагностические этапы предполагают:

  • Логопедическое обследование. На первичной консультации логопед подробно изучает анамнез ребенка, исследует состояние общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. Затем переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. При подозрениях на дизартрические расстройства специалист направляет ребенка к неврологу.
  • Неврологическое обследование. Позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга.

На повторный прием к логопеду необходимо явиться, имея на руках заключение невролога и результаты проведенной диагностики. На основе сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных логопед-дефектолог делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией. В процессе медико-логопедического обследования МДР дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии.

Коррекция стертой дизартрии

Тактика коррекционной работы при МДР включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта. Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением. Общемедицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:

  • Неврологическое лечение и реабилитацию. В рамках медицинского подхода показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы. Медикаментозную терапию целесообразно дополнять общим массажем, ЛФК, рефлексотерапией, физиотерапией, плаванием. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить моторные навыки.
  • Пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Развитие координированных движений руки находится в тесной связи с развитием артикуляционного праксиса, поэтому в процессе логопедических занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению оральной мускулатуры, овладению правильными артикуляционными укладами и переключениями. Специальные дыхательные приемы помогают выработать сильную и плавную воздушную струю, необходимую для нормативной фонации.
  • Логопедический массаж. Является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии. Он может быть включен в структуру логопедического занятия или проводиться отдельным курсом. Позволяет подготовить органы артикуляции к звукопостановке. Включает массаж мышц лица и полости рта. Наиболее эффективен при дизартрии зондовый массаж.
  • Коррекцию речевых расстройств
    . Предполагает постановку дефектных звуков, их закрепление (автоматизацию) в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем. Особенностью коррекции МДР является сложность и длительность автоматизации звуков. Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до 1 года и более.

Прогноз и профилактика

Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных влияний на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

Стертая дизартрия у детей и взрослых: особенности, диагностика, коррекция

Симптомы стёртой дизартрии выражаются как в дефектах речи, так и в поведенческих действиях. Речевая симптоматика проявляется в неправильном выговаривании переднеязычных, шипящих и свистящих звуков. Голос при этом монотонный, слабый и тихий, тембр изменён. Слуховое восприятие снижено. Неречевые симптомы включают в себя ослабление произвольных движений, появление патологических рефлексов (потливость стоп, ладоней), непроизвольные автоматические подёргивания лица (гиперкинезы), изменение мышечного тонуса. Повышенный (спастичность) выдают туго сомкнутые губы, напряжённые мышцы шеи и лица, ограниченные движения речевого аппарата. При пониженном тонусе (гипотонии) язык вялый и лежит на дне рта, губы полуоткрыты, течёт слюна. Смена одного тонуса другим (дистония) нарушает дыхание во время разговора, в момент произношения слов оно прерывистое и учащённое. В отдельных случаях возможно снижение памяти, затруднение концентрации внимания, мыслительной деятельности.

Первыми признаками стёртой дизартрии являются размытость, смазанность произносимых слов, нечёткость артикуляции, искажение звуков. Часто такая речь напоминает разговор с набитым ртом. Со взрослыми такое бывает после перенесенного инсульта, травмы головы. У грудных детей о первых признаках заболевания может свидетельствовать слабый сосательный рефлекс.

Развитие двигательной сферы при стертой дизартрии

Развитие двигательной сферы при стёртой дизартрии напрямую зависит от того, с какими нервными окончаниями утрачена связь. Так, повреждение тройничного нерва затрудняет открывание и закрывание рта, пережёвывание и глотание пищи. За счёт повреждения подъязычного возникает трудность в управлении языком, лицевого — невозможность надуть щёки или нахмурить брови, и языкоглоточного — сбой в работе гортани, нёба, из-за чего меняется голос, сбивается дыхание и т.д. Но к стёртой дизартрии чаще всего приводит нарушение функций подъязычного нерва.

[26], [27]

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Чаще других встречается стёртая псевдобульбарная дизартрия. Причина её появления — поражение мозга, произошедшее в детском возрасте. Это может быть опухоль, травма во время родов, энцефалит и др. В результате из коры головного мозга не поступает сигнал к черепным стволовым нервам, управляющим речевым аппаратом. Из-за этого страдает моторика, ослабевают мышцы лица. У таких людей рот приоткрыт, течёт слюна, кончик языка с трудом поднимается и перемещается, слова смазаны и непонятны, в голосе появляется гнусавость. Существует три степени стёртой псевдобульбарной дизартр

Стертая дизартрия — что это

Стертая дизартрия – это форма нарушения речевой деятельности, которая напрямую связана с артикуляционным расстройством, возникшим при поражении нервной системы.

Конкретные отклонения достаточно сложно выявить без специалиста. По этой причине требуется обязательно обращаться к медицинскому специалисту, чтобы улучшить своё самочувствие.

Характерным проявлением патологии является ограниченность подвижности мышц речевого аппарата, а также его общей слабостью. Специфические речевые нарушения способны сопровождаться проблемами с письменной речью, с мелкой и общей моторикой.

При стертой дизартрии важно изучить особенности патологии, а также ознакомиться с принципами лечения.

Формы

Стертая дизартрия: характеристика патологии, симптомы и причины

Стертая дизартрия имеет разные формы, поэтому важно их различать. В частности патология классифицируется в зависимости от того, какая место подверглось поражению. Следует разобраться в том, какие существуют виды болезни, а также какие они имеют особенности.

Типы патологии:

  • Корковая. Возникает из-за того, что повреждается кора головного мозга. Из-за этого нарушается функция мышц, которые участвуют в произношении слова. При этом сама структура речи остаётся без изменений, но меняется произношение слогов.
  • Бульбарная. Парализуется тройничный, лицевой и языкоглоточный нерв. Как результат, поражаются мышцы, отвечающие за артикуляцию. Сопутствующим фактором данного типа болезни становится проблема с глотанием.
  • Мозжечковая. Происходит повреждение мозжечка или малого мозга. В данной ситуации меняется громкость речи, а также она становится более тягучей.
  • Стертая. Она выражается в виде проблем с произношением шипящих и свистящих звуков. Патология напрямую связана с поражением головной мозга, при этом этимология невыраженная.
  • Псевдобульбарная. Нарушения затрагивают функцию корко-ядерных проводящих путей. Основным симптомом данной проблемы выступает монотонность речи. При этом встречается три степени: лёгкая, средняя и тяжёлая.
  • Подкорковая. Патология затрагивает непосредственно подкорковые узлы. Человек начинает смазано разговаривать и невнятно.
  • Холодовая. Её можно наблюдать при нервно-мышечном синдроме. Проблемы с речью наблюдаются у несовершеннолетнего в тот момент, когда он находится в месте с пониженной или повышенной температурой.
  • Паркинсоническая. Она развивается исключительно у тех людей, которые болеют паркинсонизмом. Они начиняют медленно и невнятно говорить.

Виды дизартрии

При стертой дизартрии также выделяют несколько степеней, которые будут наблюдаться у человека. К 1 стадии относится стертая форма дизартрии. Дефекты можно обнаружить исключительно с помощью специального исследования. Симптомы 2 стадии проявляются значительно ярче, в этом случае речь остаётся в целом понятной, но при этом дефекты становятся более заметными.

Речь детей с 3 степенью заболевания понимают исключительно родители, а также знакомые люди. Посторонние могут понимать только отдельные фразы, потому как чёткость значительно сбивается. При 4 степени речь ребёнка полностью отсутствует либо она есть, но её не понимают даже мама и папа.

Безусловно, каждый случай может проявляться по-разному, поэтому понадобится подбирать индивидуальный подход и методы лечения. В целом можно однозначно сказать, что запускать патологию нельзя, потому как в этом случае самочувствие человека значительно усугубится.

Основные причины

Медицинские специалисты выделяют конкретные причины, которые приводят к развитию заболевания. Людям следует рассмотреть их, чтобы хотя бы примерно понимать, с чем приходится иметь дело.

Провоцирующие факторы:

  • Неправильная иннервация речевого аппарата. Она может повлечь за собой недостаточность артикуляционных мышц, к примеру, губ или языка. При этом человек начинает быстро истощаться из-за общего поражения ЦНС. Сами движения неточные, что тоже говорит о наличии данной провоцирующей причины.

Причины дизартрии

  • Дисфункция головного мозга, а также оральная апраксия. Из-за этого у человека значительно ухудшается речь, при этом, как правило, ситуация не меняется по мере развития заболевания.
  • Расстройства двигательной функции. Ребёнку не удаётся быстро определить, а также подобрать верное положение артикуляционных мышц. Из-за этого ему не удаётся правильно произносить отдельные звуки или целые слова.

Основные причины дизартрии

Важно понимать, что стертая дизартрия может слабо проявляться даже в той ситуации, если присутствует родовая травма или незначительная асфиксия. Естественно, подобное не считается нормой и требует незамедлительного лечения. Чем раньше начать терапию, тем проще будет побороть заболевание.

Симптоматика

Стертая форма дизартрии имеет ряд характерных симптомов, которые указывают на наличие патологии. Они преимущественно проявляются в возрасте от 1 года и старше. При этом болезнь считается достаточно распространённой, следовательно, с ней могут столкнуться многие люди. Важно запомнить первые признаки патологии, чтобы удалось её вовремя распознать.

Основные симптомы:

  • Несовершеннолетний начинает говорить «в нос», и это не имеет связи с ринитом.
  • Артикуляционные мышцы стали менее подвижными.
  • Можно заметить значительные нарушения в интонации.
  • Ребёнку становится тяжело улыбаться, а тем более складывать их в трубочку.
  • Речь становится нечёткой и невнятной, хотя люди и могут её понимать.
  • Когда малыш произносит звуки, его губы остаются неподвижными.

Симптомы дизартрии

Важно разобраться с тем, как проявляется заболевание. Всё начинается с того, что малыш начинает говорить значительно позже своих ровесников. При этом  в младенческом возрасте отсутствует характерный для малышей лепет. Если ребёнок уже находится в школьном возрасте, тогда у него отсутствует возможности читать тексты с выражением. Во время монолога голос постепенно начинает стихать, при этом он становится практически неразличимым. Кроме проблем с речевой функции, могут быть нарушения в мелкой моторике, из-за чего отсутствует возможность полноценно двигаться или писать.

Если говорить непосредственно о речевой симптоматике, тогда могут быть замещения или искажения сложных для несовершеннолетнего звуков. Малыш хочет максимально упростить задачу, из-за чего он выбирает наиболее простые слова, в которых отсутствуют свистящие или шипящие буквы. В некоторых ситуациях болезнь может поражать нервы, которые непосредственно отвечают за подвижность глаз.

Методы диагностики

При стёртой форме дизартрии важно осуществить диагностику. С её помощью удастся подтвердить диагноз, а также однозначно понять, чем он был вызван. Соответственно, можно будет подобрать наиболее подходящее лечение, которое положительно скажется на состоянии пациента.

Человека обязательно направляют на МРТ, на магнитную стимуляцию трансканальную, на электромиографию, а также на электроэнцефалографию. По результатам данных исследований удастся примерно понять, что именно происходит с организмом. Родителям следует знать, при стёртой дизартрии у ребёнка только нарушается техника речи, при этом он не утрачивает способности логически излагать свои мысли, понимать услышанное и написанное.

Диагностика дизартрии

Следует отметить, что в раннем возрасте выявить болезнь удастся по характерным симптомам. В частности малыш будет слабо кричать или вовсе не издавать звуков. При этом сосательный рефлекс нарушен – младенец будет захлёбываться, а из носа может течь молоко. Помимо этого, некоторые малыши не могут глотать, а также начинают синеть.

Если болезнь находится в тяжёлой форме, тогда младенец не буде брать грудь. Его кормить удастся только при помощи зонда. С возрастом у детей, страдающих от стёртой дизартрии, можно наблюдать новые симптомы.

Чем опасна дизартрия

Частичная артикуляция будет отсутствовать, из-за чего наблюдается постоянный дефект произношения. В ротовой полости язык будет неправильно расположен. При этом наблюдаются проблемы с дыханием, а также имеется задержка в развитии речевой функции. По данным признакам специалист может поставить диагноз. При этом врач может провести дополнительные тесты по своему усмотрению.

Варианты лечения

При стертой дизартрии при лечении потребуется развивать правильную речь, а также учить навыкам чтения и письма. Врач обязательно назначить комплексную терапию, при этом конкретные меры подбираются в зависимости от особенностей организма.

Медикаментозное лечение часто требует использования ноотропных средств. Они положительно влияют на работу мозга, усиливают память и благоприятно сказываются на умственной деятельности. Из лекарств достаточно часто врачи рекомендуют Пантогам, Глицин, Семакс и Кортексин.

Лечение дизартрии

Также потребуется логопедическая работа с дизартрией, для этого ребёнку нужно приходить на специальные занятия. Вместе со специалистом будет составлена речевая карта, где присутствует план коррекции, а также чёткое описание упражнений. Потребуется вместе со специалистом развивать фонетический слух, расширять словарный запас, а также грамматический строй.

Реабилитация при стертой форме дизартрии включает в себя применение лечебной физкультуры, иглоукалывание, точечный массаж. Также на занятиях потребуется развивать мелкую моторику, функцию речевого аппарата, а также выполнять дыхательную гимнастику. Естественно, потребуется регулярно консультироваться с врачом, чтобы была возможность улучшить самочувствие. Вполне вероятно, что потребуется регулярно корректировать схему лечения, потому как придётся подбирать наиболее эффективные методы для конкретной ситуации.

Стертая дизартрия: характеристика патологии, симптомы и причины

Чем раньше начать лечение и реабилитацию, тем проще будет добиться результата. Естественно, как детям, так и родителям, придётся приложить немало усилий для улучшения самочувствия. При лёгкой форме болезни можно добиться хороших результатов. Если же малыш тяжело болеет, тогда получится немного улучшить речь. В любом случае, бездействовать нельзя, если не хочется столкнуться с осложнениями.

Дизартрия у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей

Причины

Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:

1. В пренатальном периоде:

2. В интранатальном периоде:

3. В постнатальном периоде:

Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Осложнения

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Лечение дизартрии у детей

Терапия и реабилитация

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Дизартрия — Симптомы и причины

Мы приветствуем пациентов в клинике Мэйо

Ознакомьтесь с нашими мерами безопасности в ответ на COVID-19.

Записаться на прием.

Обзор

Дизартрия возникает, когда мышцы, которые вы используете для речи, слабы или вам трудно их контролировать. Дизартрия часто вызывает невнятную или медленную речь, которую трудно понять.

Общие причины дизартрии включают расстройства нервной системы и состояния, вызывающие паралич лицевого нерва или слабость мышц языка или горла.Некоторые лекарства также могут вызывать дизартрию.

Лечение основной причины дизартрии может улучшить вашу речь. Вам также может понадобиться логопед. При дизартрии, вызванной приемом рецептурных лекарств, может помочь смена или прекращение приема лекарств.

Продукты и услуги

Показать больше товаров от Mayo Clinic

Симптомы

Признаки и симптомы дизартрии различаются в зависимости от основной причины и типа дизартрии.Они могут включать:

  • Невнятная речь
  • Медленная речь
  • Неспособность говорить громче шепота или слишком громко
  • Быстрая речь, которую трудно понять
  • Носовой, хриплый или напряженный голос
  • Неравномерный или ненормальный речевой ритм
  • Неравномерная громкость речи
  • Монотонная речь
  • Затруднение при движении языка или лицевых мышц

Когда обращаться к врачу

Дизартрия может быть признаком серьезного заболевания.Обратитесь к врачу, если у вас возникли внезапные или необъяснимые изменения в вашей способности говорить.

Причины

При дизартрии у вас могут возникнуть трудности с движением мышц рта, лица или верхних дыхательных путей, контролирующих речь. Состояния, которые могут привести к дизартрии, включают:

  1. Боковой амиотрофический склероз (БАС, или болезнь Лу Герига)
  2. Травма головного мозга
  3. Опухоль головного мозга
  4. Детский церебральный паралич
  5. Синдром Гийена-Барре
  6. Травма головы
  7. Болезнь Хантингтона
  8. Болезнь Лайма
  9. Рассеянный склероз
  10. Мышечная дистрофия
  11. Миастения гравис
  12. Болезнь Паркинсона
  13. Ход
  14. Болезнь Вильсона

Некоторые лекарства, такие как некоторые седативные и противосудорожные препараты, также могут вызывать дизартрию.

Осложнения

Из-за проблем со связью, вызываемых дизартрией, осложнения могут включать:

  • Социальные трудности. Проблемы с общением могут повлиять на ваши отношения с семьей и друзьями и усложнить социальные ситуации.
  • Депрессия. У некоторых людей дизартрия может привести к социальной изоляции и депрессии.

29 мая, 2020

Показать ссылки
  1. Daroff RB, et al., ред. Неврология Брэдли в клинической практике. 7 изд. Эльзевир; 2016 г. https://www.clinicalkey.com. Доступ 10 апреля 2020 г.
  2. Дизартрия. Американская ассоциация речи, языка и слуха. https://www.asha.org/public/speech/disorders/dysarthria/. По состоянию на 6 апреля 2020 г.
  3. Maitin IB, et al., Eds. Текущая диагностика и лечение: физическая медицина и реабилитация. McGraw-Hill Education; 2020. https://accessmedicine.mhmedical.com. Доступ 10 апреля 2020 г.
  4. Дизартрия у взрослых.Американская ассоциация речи, языка и слуха. https://www.asha.org/PRPPrintTemplate.aspx?folderid=8589943481. По состоянию на 6 апреля 2020 г.
  5. Лекарства, вызывающие дизартрию. IBM Micromedex. https://www.micromedexsolutions.com. Доступ 10 апреля 2020 г.
  6. Lirani-Silva C, et al. Дизартрия и качество жизни неврологически здоровых пожилых людей и пациентов с болезнью Паркинсона. CoDAS. 2015; DOI: 10.1590 / 2317-1782 / 20152014083.
  7. Признаки и симптомы невылеченной болезни Лайма.Центры по контролю и профилактике заболеваний. https://www.cdc.gov/lyme/signs_symptoms/index.html. По состоянию на 6 апреля 2020 г.
  8. Информационный бюллетень о неврологических диагностических исследованиях и процедурах. Национальный институт неврологических расстройств и инсульта. https://www.ninds.nih.gov/Disorders/Patient-Caregiver-Education/Fact-Sheets/Neurological-Diagnostic-Tests-and-Procedures-Fact. По состоянию на 6 апреля 2020 г.

Связанные

Связанные процедуры

Показать другие связанные процедуры

Продукты и услуги

Показать больше продуктов и услуг Mayo Clinic .

Дизартрия (искаженная, невнятная речь) Типы, причины, симптомы

Человеческая речь зависит от трех стадий — обдумывание слов, которые нужно произнести (концептуализация ), напоминание о способе, которым эти слова образованы (формулировка ) и затем говоря это ( вокализация ). Произносимые слова зависят от множества факторов, включая мысли или эмоции в данный момент, информацию от других органов чувств, способ их обработки и обстановку.

Чтобы озвучить, человек должен генерировать звук из голосового аппарата ( голос ), а затем формировать слова из движения языка, губ и рта (артикуляция ). Когда возникает проблема с созданием звука из голосового аппарата, это называется дисфонией . Это может привести к нарушению качества, громкости или высоты голоса, которое часто проявляется шепотом или даже хриплым голосом. Когда проблема заключается в формировании слов (артикуляции), это известно как дизартрия .Обычно это невнятная, искаженная речь или бормотание.

Что такое дизартрия?

Дизартрия — это медицинский термин, обозначающий затруднения в формировании слов (артикуляции) из-за патологии, затрагивающей мышцы речи. Это широкий термин, который включает затруднения при воспроизведении звука из голосового аппарата, хотя это обсуждается далее в разделе дисфония . Дизартрия — это в основном мышечная проблема, вызванная ли она дисфункцией нервов, снабжающих эти мышцы, самих мышц или других структур рта, отвечающих за четкость речи.

Важно отметить, что речь возможна, хотя и нарушена, без использования гортани для генерации звука (фонация). Это известно как глоточная речь и включает использование воздуха, захваченного и вытесняемого из пищевода (пищеводная речь), рта (буккальная речь) или горла (глоточная речь). Однако при поражении речевых мускулов и / или нервов, снабжающих их, невозможно четко говорить.

За артикуляцию отвечают различные части рта и горла.Некоторые из этих областей можно перемещать произвольно, другие находятся под непроизвольным контролем, а также могут быть фиксированные области. Все эти части работают вместе для четкой артикуляции слов. Эти области называются мест сочленения и далее классифицируются как активные и пассивные. В целом он включает в себя следующие структуры:

  • Губы
  • Язык
  • Небо
  • Зубы
  • Язычок
  • Горло
  • Надгортанник
  • Glottis

Дизартрия может быть результатом нарушения любой из этих структур.Кроме того, это может быть следствием нарушений в центральной нервной системе (моторная кора, сенсорная кора, базальные ганглии и мозжечок) или периферических нервах, иннервирующих мышцы речи.

Типы дизартрии

Существует несколько типов дизартрии, которые могут различаться в зависимости от пораженного участка — речевые мышцы, часть нерва, которая контактирует с мышцами (моторная замыкательная пластинка) или центральная нервная система. Изменения в речи и сопутствующие клинические признаки могут служить дополнительным указанием на тип дизартрии.

Bulbar

При этом типе дизартрии заболевание локализуется в стволе головного мозга. Это приводит к невнятной речи с гнусавым тоном. Другие признаки могут включать дисфагию (затруднение глотания), диплопию (двоение в глазах) и атаксию (потерю движений.

Дистонический

Здесь заболевание возникает из-за базальных ганглиев, и речь идет медленно и вынужденно. Пациенты также могут сообщать о подергивании ( непроизвольные сокращения мышц)

Миастеническая

При этом типе дизартрии заболевание связано с моторной концевой пластинкой — соединением между моторными нервами и мышцами.Речь нечеткая, и она может колебаться в разной степени. Кроме того, голос может быть шепотом, и пациент устает во время разговора. Слабость мышц лица и шеи, опущение века (птоз) и двоение в глазах (диплопия).

Миопатический

При этом поражаются речевые мышцы. Речь невнятная, затруднено формирование слов из-за нарушения движения мышц. Пациенты также обращаются со слабостью шеи, лица и языка.

Паркинсонизм

Базальные ганглии также поражаются при этом типе дизартрии. Речь не только нечеткая, но и быстрая и монотонная, с заиканием. Типичные сопутствующие симптомы включают медленную шаркающую походку, тремор и скованность.

Сканирование

Здесь возникает нарушение мозжечка. Речь невнятная, а синхронизация нарушена таким образом, что голос звучит как песня. Другие клинические признаки могут включать потерю моторного контроля в руках и ногах, тремор головы и конечностей и нистагм (быстрые непроизвольные движения глаз).

Спастический

Также известна как псевдобульбарная дизартрия, возникает при поражении пирамидных путей. Речь невнятная и хриплая, у пациентов наблюдаются гиперактивные рефлексы и ненормальные быстрые движения языка.

Причины дизартрии

Дизартрия может быть вызвана рядом причин, и история болезни пациента, частота появления и другие клинические признаки могут быть полезны для диагностики.

  • Травма головы (черепно-мозговая травма), лица или шеи.
  • Ход
  • Хирургия головы и шеи
  • Детский церебральный паралич
  • Рассеянный склероз
  • Миастения гравис
  • Болезнь Паркинсона
  • Болезнь Вильсона
  • Болезнь Лайма
  • Мышечная дистрофия
  • Плохо подогнанные протезы
  • Лекарства (побочные эффекты), такие как противоэпилептические, депрессивные и успокаивающие препараты.
  • Незаконные вещества (наркотики).

Признаки и симптомы

Дизартрия может различаться по степени тяжести и характеру.Он может развиваться внезапно, например, при инсульте, или постепенно, при таких состояниях, как болезнь Паркинсона. Дизартрию чаще всего описывают как невнятную, бормотание или искаженную речь. В целом степень изменения речи зависит от причины и пораженного участка, но может включать следующие особенности:

  • Хриплый голос или шепот
  • Аномальный ритм голоса
  • Неравномерная громкость голоса — от громкого к тихому, затем снова громко
  • Аномально быстрая или медленная речь
  • Носовой тон к голосу
  • Монотонный голос
  • Слюни
  • Паралич лицевого нерва с одной или обеих сторон
  • Затруднение при движении языка

Важно отметить, что при дизартрии речь постоянно искажается и отсутствуют периоды четкой речи, за которыми следует искаженная речь за один присест.

Список литературы
Дизартрия. Pubmed Health (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmedhealth/PMH0004947/)
Colledge, N.R. и др. (2010) Принципы и практика медицины Дэвидсона . Черчилль Ливингстон.

.

Дизартрия | патология | Britannica

Дизартрия , расстройство моторной речи, при котором неврологические нарушения нарушают способность нервов посылать сообщения мышцам, участвующим в производстве речи. Дизартрия может поражать людей любого возраста и различается по типу и степени тяжести.

Британская викторина

Болезни, расстройства и многое другое: медицинская викторина

Какое состояние вызвано отложением солей мочевой кислоты?

Дизартрия может поражать любую из мышц, участвующих в производстве речи, включая мышцы, используемые для артикуляции или произношения (например, мышцы губ, языка или челюсти), а также мышцы, контролирующие носовые ходы, фонацию и дыхание.Результатом может быть слабое или нескоординированное движение, медленное движение или потеря движения.

Проявления дизартрии могут включать ограниченное движение губы, языка и челюсти; невнятная речь; медленная речь; быстрое бормотание; тихая или неслышная речь; одышка; охриплость; слюнотечение и затрудненное глотание. Людей с дизартрией иногда ошибочно принимают за умственно отсталых или глухих.

Различные проявления расстройства зависят от степени и места повреждения.Когда повреждение изолировано в одной небольшой области, может быть затронута только одна мышца или группа мышц (например, только мышцы, участвующие в дыхании). Когда повреждение более диффузное, могут быть затронуты многие компоненты, например, те, которые участвуют в дыхании, назальности, фонации и артикуляции.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Дизартрия может присутствовать при рождении (врожденная дизартрия) или может развиться позже в жизни. Врожденная дизартрия может возникать в сочетании с любым наследственным или приобретенным заболеванием, которое влияет на мускулы речи.Дизартрия, приобретенная в более позднем возрасте, может быть результатом инсульта, травмы головного мозга, опухоли, инфекции или прогрессирующего неврологического заболевания, такого как боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз или болезнь Паркинсона.

Некоторым пациентам полезна терапия для изучения стратегий улучшения глотания, мышечной силы и разборчивости речи или для изучения дополнительных и альтернативных методов общения. Чтобы улучшить разборчивость речи, пациент может научиться говорить медленнее и более осознанно.Партнеры по общению, такие как учителя и члены семьи, могут разработать стратегии, которые помогут людям с дизартрией узнать, какие части их сообщений понятны, а какие требуют уточнения. Некоторые люди предпочитают использовать средства коммуникации. Например, человеку, которому трудно обеспечить достаточную громкость речи, может пригодиться речевой усилитель. Чтобы прояснить речь, люди с дизартрией могут научиться использовать доски с буквами или досками слов, чтобы представить тему, о которой они хотят поговорить, или указать на начальную букву каждого слова, которое они произносят во время разговора.Те, кто не может произносить речь, могут также рассмотреть возможность использования дополнительных электронных устройств связи с речевым выводом, чтобы они могли общаться по телефону и разговаривать с незнакомыми людьми.

.

Добрынина Ю.А., Виноградова Л.В. Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры

DOI: 10.5930 / issn.1994-4683.01.83.p63-67

Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры

Добрынина Юлия Анатольевна , соискатель,

Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями «Вишенки»,

Виноградова Лариса Викторовна , кандидат медицинских наук, доцент,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Расстройство речевой функции — одно из отклонений, затрагивающих все стороны жизни и деятельности ребенка.Наиболее частым тяжелым нарушением речи является дизартрия, основными ее симптомами являются нарушения произношения звуков и голоса в сочетании с артикуляционным речевым дыханием, моторикой

Представлены результаты авторского исследования по выявлению наиболее эффективных подходов к коррекции дизартрии у детей 4-5 лет с использованием физических методов воздействия на периферический речевой аппарат.

Таким образом, по результатам тестирования после курса реабилитации детей с дизартрией можно сделать вывод, что они оказались лучшими среди испытуемых в группах с применением современных методов коррекции на основе, а именно влияний низкочастотного лазерного излучения и метамерного скалывания зон волосистой части головы церебролизином.

Ключевые слова: дизартрия, коррекция, адаптивная физическая культура, дети.

ССЫЛКИ

1. Аркхипова Е.Ф. (2006), Логопедические работы с детьми раннего возраста: учебное пособие , АСТ Астрель, Москва, Российская Федерация.

2. Левченко И.Ю. and Prikxodko, O.G., (2001), Технология обучения детей с двигателем , Издательский центр Академия, Москва, Российская Федерация.

3. Игнатьева, С.А., Блинков Ю.А. (2004), Логопедическая реабилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с особыми потребностями , Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, Российская Федерация.

4. Лопатина, Л.В. и Серебрякова, Н.В. (1994), Логопедическая групповая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии , Просвещение, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

5. Кротова А.В., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Мастюкова Е.М., Сененова К.А. и Симонова Т. (1998), Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом: методические рекомендации , Изд-во НВТ БИМК-Д, Москва — Санкт-Петербург, Российская Федерация.

6. Скоронец А.А., Скоронец А.П., Скоронец Т.А. (2007), Наверх Ическая диагностика заболеваний нервной системы: руководство для врачей , Политехника, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Контактная информация: vilarisa2009 @ яндекс.ru

Показать полный текст

.

Похожие записи

При гормональном сбое можно ли похудеть: как похудеть при гормональном сбое

Содержание Как похудеть после гормональных таблетокЧто такое гормональные таблеткиПочему прием гормонов ведет к избыточному весу (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); […]

Гипотензивные средства при гиперкалиемии: Гипотензивные средства при гиперкалиемии — Давление и всё о нём

Содержание Препараты, применяемые для лечения гипертонической болезни | Илларионова Т.С., Стуров Н.В., Чельцов В.В.Основные принципы антигипертензивной терапииКлассификация Агонисты имидазолиновых I1–рецепторов […]

Прикорм таблица детей до года: Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственном

Содержание Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственномКогда можно и нужно вводить прикорм грудничку?Почему […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *