Развитие творческого мышления в процессе обучения студентов: Развитие творческого мышления студентов в процессе изучения естественно-научных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

alexxlab Разное

Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

Сущность понятия «творческое мышление»

Определение 1

Творческое мышление – это один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно нового продукта.

В процессе создания этого нового продукта в самой познавательной деятельности формируются новообразования по его созданию, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление в познании играет огромную роль, расширяя его границы и, давая возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Информация, содержащаяся в ощущениях и восприятиях, перерабатывается мышлением, а переработанные результаты применяются на практике.

Замечание 1

Творчество является процессом, в ходе которого создаются новые материальные и духовные ценности. Оно направлено на удовлетворение потребностей и на решение проблем. Отличительной особенностью творчества является уникальность его результатов.

В творческий процесс автор, кроме труда, вкладывает какие-то свои возможности и в конечном результате выражает те или иные аспекты своей личности, что придает продукту творчества дополнительную ценность.

В процессе творчества рождается то новое, что ранее никогда не существовало.

Творческое мышление имеет свои особенности, которые были выделены одним из первых его исследователей Дж. Гилфордом. К ним относятся:

  • оригинальность,
  • необычность идей,
  • способность видеть объект под разным углом (семантическая гибкость),
  • способность изменять восприятие объекта (образная гибкость).

Творческий процесс Г. Уоллес разграничил на 4 стадии:

  • стадия подготовки, связанная с формулировкой задач и попыткой их решения;
  • стадия инкубации или временное отвлечение от задачи;
  • стадия озарения, в ходе которого появляется интуитивное решение;
  • стадия проверки – испытание или реализация решения.

В основе творческого мышления, отличающегося оригинальностью, гибкостью и образностью, лежит синтез логического мышления и воображения. Это взаимодополняющие процессы, но на разных этапах творческого процесса их роль неодинакова.

Замечание 2

Творческое мышление развивается в процессе обучения и воспитания, в процессе взаимодействия с миром.

Поиском ответа, что мешает проявлению творческих способностей, занимались Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон, определившие, что причина кроется не только в недостаточном развитии определенных способностей, но и в наличии определенных личностных черт, таких как конформизм, внутренняя цензура, чрезмерно высокая мотивация.

Для творческой личности характерными являются такие качества как:независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенным ситуациям, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В развитии творческого мышления важными являются следующие факторы: дивергентное мышление, способность к риску, быстрота мышления и его гибкость, способность выдвигать оригинальные новые идеи, богатое воображение, эстетические ценности, развитая интуиция.

Творческая личность всегда является яркой оригинальностью.

Развитие творческого мышления студента

Замечание 3

Творческий процесс – это качественный переход от известного к неизвестному, который осуществляется через различные формы поисковой деятельности.

Развитию творческого мышления и креативности способствуют условия, выделенные Е.П. Торренсом – это наличие творческих способностей и умений, наличие творческой мотивации.

Существует ряд условий, которые способствуют развитию творческого мышления:

  • ситуация открытости или незавершенности;
  • разработка приемов и стратегий для последующей деятельности;
  • ответственность и независимость;
  • самостоятельность разработок, наблюдений, чувств, обобщений.

В вузовском обучении задачи, способствующие развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления, практически отсутствуют. Преобладающими являются задания алгоритмического типа с однозначным ответом. Имея необходимые знания, гибкость и глубину мышления, критичность, студенты не всегда могут решать нетипичные задачи — из-за наличия определенного стереотипа они пытаются все задачи решать с помощью заданных схем.

С развитием творческого мышления у студентов вырабатываются компетентность, эмпатия, умение устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные выходы.

Раскрыть творческий потенциал может внеучебная деятельность, привлечение студентов к участию в соревнованиях, фестивалях, концертах, что помогает адаптироваться в разных условиях и раскрыть свои ресурсы.

Проведенные исследования показали, что в ходе внеучебной деятельности студенты борются со своими комплексами и недостатками. Внеучебная деятельность дает студенту возможность заниматься в интересующей его области, а это значит, что появляется возможность совершенствования своих знаний, умений, навыков, совершенствования своих способностей.

Сдерживает развитие творческого мышления и то, что требуется усвоение большого количества фактов, которые завтра окажутся бесполезными. Это говорит о том, что взгляд на современное обучение, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, необходимо преодолевать.

Творческое мышление студентов стимулируют интеллектуальные задачи, приводящие в движение познавательные ресурсы и формирующие исследовательский стиль умственной деятельности. Интеллектуальные задачи моделируют процесс творческого мышления и являются действенным средством его формирования у студентов.

Ориентация учебного заведения на личность студента является ещё одной очень важной предпосылкой к развитию творческого мышления. Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса дает огромные возможности для формирования творческо-поисковой позиции.

Методы формирования профессионально-творческого мышления

Для формирования профессионально-творческого мышления применяют группы методов, классифицированные по следующим критериям:

  • По способу организации учебной деятельности: структурно-логические методы, тренинговые методы по отработке учебно-познавательных действий решения типовых задач в процессе обучения, игровые методы, среди которых деловые игры, дискуссии, профессиональные бои;
  • По формирующей направленности: методы развития опыта творческой деятельности, методы эмоционального воздействия, методы формирования готовности памяти.

На проявление и развитие творческих способностей, считает С.Д. Смирнов, отрицательно влияют ситуативные и личностные факторы.

К ситуативным факторам он относит лимит времени, состояние повышенной тревожности, поиск быстрого решения, фиксированную установку на конкретный способ решения, неверный путь решения, неуверенность в собственных силах.

Для снижения подавляющего эффекта, С.Д. Смирнов предлагает развивать воображение, склонность к фантазированию, формировать уверенность в своих силах, одобрять самостоятельный выбор целей, не допускать конформности мышления.

Кроме этого, важно формировать чувствительность к противоречиям, использовать задачи открытого типа, предполагающие несколько вариантов решения, привлекать студентов к исследовательской деятельности, применять проблемные методы обучения, опираться на положительные эмоции, стремиться быть самим собой.

Развитие творческого мышления студентов в процессе изучения естественно-научных дисциплин

           

2019 №2 — перейти к содержанию номера.

..

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/24pdmn219.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 247.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Галкина Е.Н. Развитие творческого мышления студентов в процессе изучения естественно-научных дисциплин // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019 №2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN219.pdf


Галкина Елена Николаевна
ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Нижний Новгород, Россия
Институт пищевых технологий и дизайна (филиал)

Декан, доцент кафедры «Математических и естественно-научных дисциплин»
Кандидат педагогических наук
E-mail: [email protected]
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=805909

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «творческое мышление», этапы его формирования, а также стадии становления творческой личности (потенциальная креативность, первичная (общая) креативность, «специализированная» креативность). В организациях высшего образования развитие творческого мышления у студентов осуществляется в процессе обучения, что позволяет добиться совершенствования аналитических и синтетических способностей, улучшения логических процессов, расширения кругозора, обеспечения более комфортных условий изучения материала и др. Процесс развития творческого мышления включает в себя применение проблемно-поисковых, исследовательских методов. В статье приведена структура креативного урока в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач (Зиновкина М.М., Утемов В.В.), которая включает в себя блоки: мотивация, содержательная часть, психологическая разгрузка, головоломка, интеллектуальная разминка, компьютерная интеллектуальная поддержка, резюме. Автором приведены примеры заданий, которые можно использовать на занятиях для развития творческого мышления в процессе изучения естественно-научных дисциплин – «Концепция современного естествознания», «Экология производства» (для направлений подготовки 43.

03.01 Сервис (Сервис гостиничных и ресторанных комплексов) и 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания). Автор считает, что комплекс, разработанных заданий должен включать актуальную информацию в сфере преподаваемой дисциплины, новые техники преподавания, чтобы мотивировать студентов на активное включение их в процесс обучения. Развитие творческого мышления позволяет добиться совершенствования аналитических и синтетических способностей, улучшения логических процессов, расширить кругозор, обеспечить более комфортные условия изучения материала.

Ключевые слова: высшее образование; творческое мышление; обучение естественно-научным дисциплинам

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

4 способа развития творческих способностей учащихся

Креативность – это самый трудный для приобретения навык мышления, а также самый востребованный. Мы ценим это в нашей музыке, развлечениях, технологиях и других аспектах нашего существования. Мы ценим и жаждем этого, потому что это обогащает наше понимание и может облегчить жизнь.

Творчество всегда начинается с воображения, а история показывает, что многие вещи, которые мы воображаем, впоследствии создаются на самом деле. Джин Родденберри представил Star Trek в 1966 году, а Motorola выпустила их в 1996 году. В середине 1800-х годов Августа Ада Кинг придумала язык для вычислительных машин, которого даже не существовало; сегодня она отмечена как основательница современных языков программирования.

Когда Бенджамин Блум определил то, что он назвал таксономией когнитивной области, он назвал синтез (творчество) одним из самых сложных навыков для освоения, потому что человек должен использовать все другие когнитивные навыки в творческом процессе. Поскольку, по словам Блума, творчество — это высший уровень мышления, оно должно быть в центре всех учебных сред и конечной целью. Когда ученики создают то, что они себе представляют, они находятся в кресле водителя.

Творчество в классе

При разработке учебного процесса учителя могут планировать и формировать учебную программу и предоставлять инструменты, которые дают учащимся выбор, право голоса и выбор, чтобы дать им возможность проявить творческий подход. Работая в школах, я обнаружил четыре вещи, которые успешные учителя используют для развития творческих способностей своих учеников.

1. Организуйте учебные мероприятия, которые позволят учащимся исследовать свои творческие способности актуальными, интересными и полезными способами. Пример в классе: учащимся четвертого класса представлен образец горных пород. Они должны разработать тесты, чтобы определить, какие породы у них есть, на основе определений, которые они изучили. Студенты находят свои собственные способы определения различий в твердости, цвете и форме.

Другой пример класса: класс детского сада каждую неделю создает новую иллюстрированную книгу, посвященную другому члену класса или взрослому в школе. Каждая книга полна страниц, нарисованных каждым учеником. Они имеют полную свободу изображать то, что нравится человеку и как он его воспринимает.

2. Цените творчество, отмечайте и вознаграждайте его. Пример в классе: учащиеся третьего класса изучают многоугольники, и чтобы проверить, знают ли они это понятие, учитель выводит их на улицу и дает каждому ученику тротуарный мел. Каждому учащемуся дается задание нарисовать несколько примеров многоугольников на подъездной дорожке.

После того, как учащиеся выполнили это задание, учитель предлагает учащимся превратить эти формы в то, что им нравится. Учащиеся хотят показать всем своих геометрических котят, роботов и драконов, а затем имеют возможность объяснить всему классу, почему они им понравились.

3. Научите учащихся другим навыкам, которые им необходимы для творчества. Пример в классе: Второклассник изучает концепцию замораживания. Для начала учитель задает один вопрос: «Только ли вода замерзает?» Затем учащиеся планируют эксперимент, чтобы определить, что еще замерзает. Ограничение в том, что они могут использовать только то, что у них есть в классе в данный момент.

Учащиеся составляют список вещей, которые они оставят на улице, чтобы посмотреть, не замерзнут ли они: вода, сок, уксус, клей, средство для мытья стекол, зубная паста и бумага. Некоторые предложения, по их мнению, уже твердые и не должны выходить за пределы: карандаши, ластики и книги (но каким-то образом бумага остается в контрольном списке). На следующий день они обсуждают свои выводы и ведут увлекательные беседы о том, почему бумага жесткая, а уксус не замерз.

Первоначальная дискуссия между учащимися о том, что может заморозить, способствует развитию таких навыков, как отстаивание своих идей и поиск компромисса. Последующее обсуждение поощряет дедуктивные рассуждения и активное слушание.

4. Устраните ограничения для творчества и предоставьте учащимся пространство и рамки, в которых они могут творить. Пример в классе: Шестой класс ставит костюмы на Хэллоуин. Чтобы надеть костюмы в школу, ученики должны написать пьесу, в которой каждый из их персонажей входит в сюжет, а затем представить пьесу. Например, им нужно придумать, как гигантская газировка может взаимодействовать с супергероем Чудо-женщиной. Студенты любят вызов.

Мы учимся, делая

Воображение и творчество — это те качества, которые питают будущее. Оба служат для вдохновения студентов и должны быть интегрированы в каждую часть обучения. При планировании и разработке обучения для учащихся мы знаем следующее: научить учащихся думать важнее, чем научить их тому, что думать.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по теме  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Компьютерные науки и коммуникации
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Эффективность медицинских учреждений разного уровня в отношении безопасного обращения с медицинскими отходами в связи со стандартами профилактики и контроля инфекций в Танзании ()

    Честный Аникетус, Самвел Манеле, Джозефат Сария, Майкл Хабту, Грейс Элизабет Сагути, Забулон Йоти, Адольф Киюнге, Леонард Суби

    Журнал охраны окружающей среды Том 13 №10, 21 октября 2022 г.

    DOI: 10.4236/jep.2022.1310047 26 загрузок  238 просмотров

  • Отчет о поцелуях моляров класса III()

    Кейко Канеко, Кейити Учида, Тошиюки Иноу, Хидэюки Незу, Хироши Мори, Хироюки Китамура, Тацуо Такая, Юкико Йоко, Норимаса Окафудзи

    Открытый журнал стоматологии Том 12 № 10, 21 октября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ojst.2022.1210028 14 загрузок  88 просмотров

  • Лазер и его применение в пародонтологии: обзор литературы ()

    Махмуд Абу-Таа, Равия Караме

    Открытый журнал стоматологии Том 12 № 10, 21 октября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ojst.2022.1210027 11 загрузок  64 просмотров

  • Анализ ассоциации между интерлейкином-6 ( IL 6), интерлейкином-13 ( IL 13) и фактором некроза опухоли-альфа ( TNF-альфа ) Полиморфизм генов и генетическая предрасположенность к ревматоидному артриту у кувейтских арабов()

    Адель М. Аль-Авади, Мохаммад З. Хайдер, Амина М. Аль-Авади, Анита К. Калариккал, Джаладжа Сукумаран, Эман А. Х. Хасан, Юссеф Бартелла

    Открытый журнал ревматологии и аутоиммунных заболеваний Том 12 № 4, 21 октября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ojra.2022.124011 8 загрузок  62 просмотров

  • Исследование режима глубокой интеграции теоретического обучения и практической подготовки специалистов по дорожному и мостовому хозяйству на фоне профессиональной сертификации инженерного образования ()

    Чжэнь Лю, Минсин Гао, Гочжун Ван, Ран Цюй

    Открытый журнал социальных наук Том 10 № 11, 21 октября 2022 г.

Похожие записи

При гормональном сбое можно ли похудеть: как похудеть при гормональном сбое

Содержание Как похудеть после гормональных таблетокЧто такое гормональные таблеткиПочему прием гормонов ведет к избыточному весу (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); […]

Гипотензивные средства при гиперкалиемии: Гипотензивные средства при гиперкалиемии — Давление и всё о нём

Содержание Препараты, применяемые для лечения гипертонической болезни | Илларионова Т.С., Стуров Н.В., Чельцов В.В.Основные принципы антигипертензивной терапииКлассификация Агонисты имидазолиновых I1–рецепторов […]

Прикорм таблица детей до года: Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственном

Содержание Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственномКогда можно и нужно вводить прикорм грудничку?Почему […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *