Что такое мнемотехника в детском саду в картинках: Мнемотехника в детском саду (опыт работы) — Статьи

alexxlab Разное

Мнемотехника в детском саду

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

  1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
  2. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло.
    Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
  3. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

 

Статьи по теме:

Пластилинография в детском саду

Одной из нетрадиционных техник рисования, которой обучают детей в детском саду, является пластилинография — рисование пластилином. В нашей статье мы подробнее расскажем об этом виде творчества.

Социализация детей дошкольного возраста

Социализация — важный этап становления личности, начинающийся в раннем возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с обществом. В нашей статье мы подробнее расскажем об этапах и особенностях социализации дошкольников.

Ребенок не разговаривает в 3 года

Случается, что ребенку уже исполнилось 3 года, а он все еще не разговаривает. Конечно, этот факт не может не тревожить родителей. Попробуем разобраться, в чем причины молчания крохи и как его разговорить?

Мультики про коней

Чтобы получше познакомить малышей с символом нового 2014 года, конем, можно предложить просмотр некоторых интересных и веселых мультфильмов. В нашей статье мы расскажем о самых популярных мультиках про этих животных.

Мнемотехника в детском саду и дома | Консультация:

Мнемотехника в детском саду и дома

консультация для родителей

Выполнила: учитель-логопед МБДОУ №21

Е.М. Ефимова

Канск, 2015г.


Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Мнемотаблицы или мнемосхемы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Этапы работы с мнемотаблицей:        

  • Сначала с детьми рассматривали таблицу и разбирали что на ней нарисовано.
  • Затем – осуществлялась перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы
  • Далее-составляли рассказ с опорой на символы (образы), т.е. отрабатывали метод запоминания. При этом дети рассказывают самостоятельно или с помощью педагога.
  • На следующем этапе – делали графическую зарисовку мнемотаблицы. А затем – ребенок сам воспроизводит таблицу при её показе ему.

Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания стихов.

Овладение приемами работы с мнемотаблицей значительно сокращает время обучения.

Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

  1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

  1. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

  1. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

Вопрос, который я ненавижу: должны ли мы использовать изображения (встроенные мнемоники) при обучении фонетике?

Вопрос учителя: Я работаю в детском саду. Наша школа недавно приобрела программу XXXX для обучения декодированию. Мне это не так нравится, как наша программа. Одна из причин, почему наша предыдущая программа была лучше, чем XXXX, заключалась в том, что она включала изображения для каждой из фонем. В новой программе этих картинок нет, и я думаю, что это реальная проблема. Есть ли какие-либо доказательства моей правоты, которые я мог бы предъявить своему директору? Остальные учителя со мной согласны.

Ответ Шанахана:

Я ненавижу этот вопрос и хочу, чтобы ты его не задавал.

О, конечно, это практический вопрос. И как бывший учитель начальных классов я понимаю, почему вы спрашиваете.

Но это указывает на ошибку, которую я сделал в прошлом.

Когда я готовил учителей начальных классов, иногда возникал этот вопрос. И я ответил на него… неправильно.

Я ответил исходя из логики, опасный подход.

«Профессор Шанахан, хорошо ли использовать картинки при обучении звукам букв?»

«Нет, впечатлительный молодой преподаватель. Это плохая идея. Дети должны выучить буквы и звуки. Добавление картинки к этому уравнению означает, что есть еще одна вещь, которую дети должны запомнить. Достаточно сложно запомнить 52 буквы и 44 звука без необходимости запоминать 44 картинки, сопровождающие эти звуки».

Мне нравится этот ответ. В этом столько логического смысла. Я определенно звучал мудро для этих молодых женщин (и иногда для парней).

И все же я ошибся.

Современные исследования показывают обратное. Использование так называемой «встроенной мнемоники», то есть изображений, напоминающих детям звук буквы, на самом деле улучшает обучение. В различных исследованиях (Ehri, 2014; Ehri, Deffner, & Wilce, 1984; McNamara, 2012; Schmidman & Ehri, 2010) было обнаружено, что такие встроенные мнемонические изображения могут уменьшить количество повторений, необходимых детям для изучения букв и слов. звуки, с меньшей путаницей, лучшей долговременной памятью и большей способностью передавать или применять эти знания при чтении и правописании.

Если полагаться на данные (а не на рассуждения), ответ очевиден — рекомендуется использовать встроенные мнемоники. Похоже, по крайней мере в отношении этой функции ваша предыдущая программа была лучше новой.

Но давайте будем осторожны с этим. То, что хорошо в данном случае (использование картинок), не такая уж и хорошая идея, когда вы учите слова. Исследования давно показали, что при обучении слов дети лучше справляются только с буквами без каких-либо изображений.

С чего бы это?

Было обнаружено, что картинки отвлекают от информации, необходимой для запоминания слова. В этом случае учащимся не нужна наглядная мнемотехника — им нужно сосредоточить внимание на сочетании букв. Это то, на что вы хотите, чтобы они смотрели. Если они тратят время на изучение картинки вместо букв, они с меньшей вероятностью выучат слово.

Для чего-то столь же конкретного или одномерного, как буква или фонема, встроенное изображение обеспечивает полезную мнемонику (поддержку памяти), не отвлекая учащихся от того, что нужно выучить, и не перегружая память. При работе с более сложными или многомерными элементами лучше сосредоточить внимание учащихся на анализе частей. Вот почему, когда я учу детей читать некоторые часто встречающиеся слова, я предлагаю им посмотреть на все буквы, составить слово по буквам и попытаться написать его по памяти.

Но когда дело доходит до обучения буквам и звукам, не спорю, используйте встроенную мнемотехнику. Они работают.

А что касается ответов на вопросы о том, что работает при чтении? Учебный подход не является «лучшей практикой» только потому, что он имеет смысл. Вот почему мы используем исследования. Очень часто разумные вещи не являются хорошей идеей!

Ссылки

Ehri, L.C. (2014) Орфографическое картирование при чтении слов с листа, орфографической памяти и изучении словарного запаса, Научные исследования чтения, 18: 1, 5–21, DOI: 10.1080/10888438.2013.819356

Эри, Л. К., Деффнер, Н. Д., и Уилс, Л. С. (1984). Иллюстрированная мнемотехника для фонетики. Журнал педагогической психологии, 76 (5), 880–893. https://doi.org/10.1037/0022-0663.76.5.880

Макнамара, Г. (2012). Эффективность карточек с мнемоническим алфавитом со встроенными изображениями на распознавание букв и знание звуков букв. Неопубликованная магистерская диссертация, Университет Роуэна.

Шмидман, А., и Эри, Л. (2010) Встроенная мнемоника с картинками для изучения букв. Научные исследования чтения, 14:2, 159.-182, DOI: 10.1080/10888430903117492

См. больше комментариев здесь >

Мнемоника | AdLit

Фон

Мнемотехника — это метод обучения, призванный помочь учащимся лучше запоминать важную информацию. Этот метод связывает новое обучение с предыдущими знаниями посредством использования визуальных и/или акустических сигналов. Основные типы мнемонических стратегий основаны на использовании ключевых слов, рифмующихся слов или акронимов. Учителя могут разработать мнемонические стратегии или предложить учащимся придумать свои собственные.

Преимущества

Мнемотехника — это стратегии, которые можно модифицировать для соответствия разнообразному учебному содержанию. Этот метод улучшает запоминание сложных слов или идей и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала. Это особенно полезно для студентов LD и других, у которых могут быть трудности с запоминанием информации.

Создание и использование стратегии

Мнемотехника может быть представлена ​​учащимся при представлении набора новой информации. Обсудите тему, которую необходимо изучить, и заранее выберите мнемоническую стратегию, например, перечисленные ниже (или попросите учащихся создать свою собственную: 

One IS Bun

Six IS Sticks

Two Is Shoe

Seven Is Heaven

Три IS Tree

Восемь IS GATE

Четыре — дверь

Девять — виноградные

Ключевые слова помогают учащимся запоминать информацию в определенном порядке. Эти слова заменяют число, которое нужно запомнить и связать с другой информацией. Например, чтобы запомнить, что у насекомых шесть ног, а у пауков восемь, создайте изображение насекомых на палочках и еще одно изображение паука на воротах.

Затем учителя могут использовать словесные подсказки, такие как «Хороший способ запомнить это…» для ознакомления с техникой.

  • Ключевое слово  — Ключевое слово — это знакомое слово, которое звучит похоже на изучаемое слово или идею. Учитель создает иллюстрацию, которая связывает предыдущую и новую информацию в памяти ученика. Пример: научный термин для обыкновенных лягушек — ranidae. Полезным ключевым словом для ranidae может быть дождь, и учитель может показать изображение лягушек, прыгающих под дождем.
  • Pegword  — Pegwords — это набор рифмующихся слов, которые используются для обозначения чисел. Например, ключевое слово для «один» — «булочка». Ключевые слова включают следующее:
  • Письмо  — Стратегии письма включают аббревиатуры и акростихи (или мнемоники предложений). Например, аббревиатуру ДОМА можно использовать, чтобы помочь учащимся вспомнить названия Великих озер.
    • H: Гурон
    • О: Онтарио
    • М: Мичиган
    • Э: Эри
    • S: Улучшенный

Примечание:  Необходимо смоделировать конкретную мнемоническую стратегию, и учащиеся должны пройти этапы мнемоники, пока они не смогут использовать ее самостоятельно. Дайте учащимся возможность попрактиковаться в устной форме и дайте корректирующую обратную связь.

Дополнительная литература

По следующим ссылкам приведены примеры мнемонических стратегий:

  • Повышение успеваемости в школе с помощью мнемонических стратегий
  • стратегий запоминания для учащихся: ценность стратегий 90–100
  • Мнемонические устройства A-B-C

Ссылки

Мастропьери, М. А., и Скраггс, Т. Е. (1998). Построение более значимых отношений в классе: мнемонические исследования на практике. Исследование и практика проблем с обучаемостью, 13, 138–145.

Похожие записи

Детский массаж в Минске: польза, виды, техники и рекомендации специалистов

Каковы основные преимущества детского массажа для здоровья и развития ребенка. Какие виды детского массажа наиболее эффективны для разных возрастов. Как […]

Почему ребенок постоянно просит грудь: причины и решения

Почему грудничок часто требует грудь. Какие причины заставляют ребенка постоянно висеть на груди. Как определить, достаточно ли малышу молока. Что […]

Алфавит для иммунитета: укрепление защитных сил организма в сезон простуд

Как витаминно-минеральный комплекс Алфавит помогает укрепить иммунитет. Какие компоненты входят в состав Алфавита. Для кого предназначен Алфавит в сезон простуд. […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *