Технология критического мышления на уроках математики: Методы и приемы технологии критического мышления на уроках математики

alexxlab Разное

Содержание

Применение технологии критического мышления на уроках математики



В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Ключевые слова: рефлексия, критическое мышление.

Школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать их критическое мышление: учить мыслить, самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических задач. Активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому самое важное — создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Изучение темы (а значит, и сам технологический цикл) может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно [1, с. 7]. В подтверждение сказанному, рассматриваются два урока по изучению темы: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» в 6 классах.

Урок 1. Урок начинается с проведения небольшой физ. минутки, которая поможет укрепить учащихся не только физически, но умственно, а также проверить их внимательность и находчивость. Ученики получают по карточке с изображением одного из знаков действий «+», «-» и числа 0. Ученики, получившие карточку с изображением «+» называют воздушный вид транспорта и поднимают руки верхи, становятся на носочки. Кому досталась карточка с изображение числа нуль, называют наземный вид транспорта и вытягивают руки вперед. Ученики, получившие карточку с изображение «-» называют подводный и сгибают колени. Учитель просит учащихся посмотрите друг на друга и проанализировать их действия. Ученики ответили, что в первом случае (знак «+») они стали выше, во втором случае (число 0) не изменился рост, а в третьем (знак «-») они стали ниже.

Этот прием позволил поделить учащихся на группы. На стадии Вызова использовали прием «Мозговой штурм», где учащимся предлагалось задание по распределению чисел по группам, которое помогло им определить тему урока. На стадии Осмысления работали с информационным текстом учебника.

Задание1. Дайте определения положительных чисел, отрицательных чисел. Число нуль будет ли являться положительным или отрицательным числом? (работа с учебником). К какому числу можно отнести изменение вашего роста (увеличение, уменьшение, отсутствие изменений) на физ. минутке?

Задание 2. Представление информации по теме «Положительные и отрицательные числа» в кластерах. Одна из групп должна была привести примеры записи значения величин положительным числом, вторая группа-запись значения величин отрицательными числами и третья группа — запись значения величин нулем.

Изучая самостоятельно тему «Координатная прямая» учащиеся заполняли таблицу «Знаю — хочу узнать — узнал» . На стадии рефлексии, учащиеся выполнили проверочную работу с последующей самопроверкой. В конце урока заполнили рефлексивные листы (продолжить начало фразы):

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

В результате обратной связи, было выяснено, что большая часть учеников класса успешно справились с работой.

Рис. 1

Урок 2

Урок был построен на основе «Технология развития критического мышления» использованы такой прием, как: «мозговой штурм», индивидуальная работа, в парах и групповая работа. В течение урока выдерживалась модель Вызов — Осмысление — Рефлексия.

На стадии Вызова использовался метод «Мозаика» для деления класса на группы. Каждый ученик, получивший карточку, сначала ознакомился с её содержимым, а затем начал находить в классе тех учеников, которые имеют примеры, относящиеся к данным понятиям (положительному числу, отрицательному или числу нуль).

Был использован прием устного опроса «Светофор» . Использую технику «Светофор», суть которой заключается в том, что у каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора, одну из которых они поднимают, обозначающие их полное понимание, частичное понимание или непонимание материала. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе [4, с. 19]. Учащиеся обобщили имеющиеся знания и в ходе выполнения и обсуждения результатов, выявили недостаточность имеющихся знаний. Следующий прием формативного оценивания уровня понимания учащихся — «Проверка ошибочности понимания», виде игры «Вверю, не верю», где намеренно даются учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе и понятиях. Затем просят учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения [4, с. 21].

Рис. 2

На стадии Осмысления были использованы элементы приёмов «Ромашка Блума», вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Рис. 3

Учащимся тяжело довались ответы на вопросы связанные с анализом и синтезом, много времени ушло на поиски ответов.

Использовался метод « Развивающийся канон ». Суть этого метода заключается в том, что даются три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Рис. 4

На стадии рефлексии учащиеся самостоятельно оценили процесс выполнения ими работ. Провели самооценку. Для того чтобы учащиеся смогли оценить свои знания по данной теме, были разработаны критерии оценки.

Рис. 5

Благодаря использованию данных технологий, в процесс урока были вовлечены все учащиеся.

Математика складывалась в науку индуктивным путём, т. е. от частного к общему, а изучается эта наука обратным методом: от общего к частному. Каждый из этих методов занимает своё определённое место в образовательном процессе. Необходимо напоминать детям, что математика возникла из практических нужд людей и многие знания были получены эмпирическим путём. Но выводы, которые мы поспешно делаем, пользуясь индуктивным методом, могут оказаться ошибочными, то есть индуктивный метод не может гарантировать всегда достоверный вывод. В 6 классе при изучении темы простых чисел привожу пример из истории, когда французский математик Пьер Ферма утверждал, что выражение 2
2
n + 1 при любом положительном и целом n обращается в простое число. При n= 0,1,2,3,4 получаются простые числа, но при n=5 получаем число 4 294 967 297, которое является составным, т. к. делится на 641 без остатка. Ошибочное заключение, сделанное Ферма, обнаружено великим математиком Эйлером, членом Петербургской Академии наук. Под влиянием индуктивного метода впадали в ошибку даже крупнейшие учёные.

Эффективность учебной деятельности по развитию критического мышления во многом зависит от творческой активности учащихся при решении геометрических задач. Перед изучением теоремы Пифагора практическим путём устанавливаем данную закономерность на нескольких треугольниках. Но можно ли на основании этих вычислений утверждать, что она справедлива для любого треугольника? После этого переходим к строгому доказательству теоремы, идя от известного к неизвестному, то есть пользуясь более надёжным, дедуктивным методом.

Так в начале изучения стереометрии, учащиеся с трудом воспринимают и выполняют чертеж пространственной фигуры. Поэтому с первых уроков геометрии в 10 классе идёт целенаправленное формирование у учащихся навыков восприятия чертежа. Для этого одни и те же задачи одновременно решаются по рисунку и модели. Модели параллелепипеда, куба, тетраэдра я ввожу с первых уроков. И после изучения аксиом стереометрии и их следствий учащиеся строят сечения плоскостей, пересекающие пирамиду, куб, параллелепипед, тетраэдр.

Далее обучающиеся строят сечения, применяя параллельность прямых и плоскостей. Построение сечений в начале изучения стереометрии дают возможность учащимся закрепить аксиомы стереометрии и их следствия, параллельность прямых и плоскостей, формировать пространственные представления, что не мало важно для дальнейшего изучения стереометрии, решении задач, сдачи зачётов.

А вот в 5- 6 классах большее внимание уделить практической направленности, т. к. трудности вызывают запоминание формул периметра, площади прямоугольника и квадрата, площади поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда.

Задачи и упражнения в отыскании ошибок также играют значительную роль в развитии критического мышления учащихся. К таким задачам относятся софизмы — суждения, в которых неправильные или ложные предпосылки выдаются за истинные, в результате чего мы приходим к нелепым умозаключениям. Педагогическая ценность будет достигнута только тогда, когда учащиеся совершенно отчётливо поймут, в чём именно заключалась допущенная в софизме ошибка и как её надо исправить. 2 a> cosa.

Разделив обе части на cosa (т. к. cosa >0),

получим, что cosa>1.

Ошибка допущена в выражении 2 lg cosa> lg cosa.

В действительности, 2 lg cosa < lg cosa.

Учащиеся должны это обосновать.

Школьные математические софизмы построены на типичных ошибках учащихся: деление на нуль, извлечение квадратного корня из отрицательного числа, незнание свойств логарифмов, некритическое отношение к чертежу. Поэтому разбор с учащимися софизмов ограждает их от повторения таких ошибок в будущем и надо находить время на решение подобных заданий.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт учащимся возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы. Умение учеников самостоятельно делать выбор и принимать решения, ведет к формированию самостоятельного человека, способного жить в современном обществе.

Литература:

  1. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011, 223 с.
  2. Е. В. Сергеева, М. Ю. Чандра, Современные технологии оценивания учебных достижений обучающихся. Учебное пособие — Волгоград Издательство ПРИНТ 2013, 115 с.
  3. Ирина Муштавинская: Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. «КАРО», 2009, 84с.
  4. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина, Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство — Бишкек «Билим», 2012г, 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, критическое мышление, число, индуктивный метод, урок, ученик, запись значения величин, общий множитель, отрицательное число, положительное число.

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики (Слайд 1)

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы

Э. Кинг (слайд 2)

(Слайд 3) Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его собственной деятельности.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у обучающих: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

(Слайды 4,5) Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов

Этапы урока

Описание этапа этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первый этап урока – «Стадия вызова»

Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Учитель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей.

Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Второй этап урока – «Стадия осмысления»

Содержательная фаза, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации.

На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым».

Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.

Третий этап урока – «Стадия рефлексии (размышления)»

Превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.

Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Учащие соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Рассмотрим более подробно каждый этап урока.

(Слайд 6) Итак, первый этап урока – «Стадия вызова».

Цель:

— актуализация имеющихся знаний

— пробуждение интереса к получению новой информации

— постановка учеником собственных целей обучения

Функция :

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Для меня всегда очень важно динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

В 5 – 6 классах часто использую метод «Самолетик пожеланий» :Ученики приносят разноцветные самолетики, которые они сделали дома, на крыльях самолетика учащиеся должны написать пожелания или всему классу, или соседу по парте, или любому из присутствующих. Самолетики собираются, затем учитель читает 5 — 7 пожеланий, остальные пожелания зачитываются на следующих уроках. Все самолетики магнитами прикрепляются к доске.

Особенностями начала нетрадиционного урока являются: рифмованное начало урока, загадки по теме урока, эпиграф к уроку, высказывания выдающихся людей, относящиеся к теме урока, пословицы и поговорки к теме урока, постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

(Слайд 7) Например, начало урока по теме «Натуральные числа» (второй урок по теме) 5 класс.

Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

-Прочитайте числа

На доске: 345, 453, 187, 354

-Что заметили? (числа трехзначные)

-Какое число лишнее? ( 187)

— Почему? (все числа составлены из цифр 3,4,5 кроме числа 187)

-Какое задание с этими числами можно предложить? (записать в порядке возрастания или убывания, Сложить или вычесть числа. Записать в виде суммы разрядных слагаемых.)

— Как называются все эти числа? (натуральные)

— Вспомните, что мы делали на прошлом уроке и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (натуральные числа)

(Слайд 8) Урок по теме …. 5 класс. («Плоскость. Прямая. Луч»)

Предлагаю участникам семинара задание:

Решив все примеры, расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой урока.

81:9 С 15.0 П 7000+90+6 Л

15 .3 С 32:32 Р 30000+4000+9 Ч

17-9 О 17+10 М 10000+900+1 У

33+16 Т 90:10 Я

44.0 П 16+14 А

13.1 К 90-30 Я

63:63 Л

96.100 Ь

300:10 О

Вот еще пример нетрадиционного начала урока:

(Слайд 9) Урок в 6 классе по теме «Окружность»

Итак, ребята, название темы нашего урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы.

Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком,

Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,

В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.

И вдруг понял, что фигура называется …. (окружность)

А другое слово вы узнаете, выполнив следующее задание.

Найдите отношение чисел 22/7, 2/7 и полученный результат округлите до десятых. Какое число по написанию у нас получилось?

Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, – «Длина окружности».

(Слайд 10) Для постановки целей урока можно использовать игру «Верю- не верю»

Вопрос

«+» — верю»

« — » — не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?

5. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»?

6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»?

7.Верите ли вы, что длина окружности и радиус окружности взаимосвязаны?

Предлагаю сформулировать цели урока.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

(Слайд 11) Второй этап урока – «Стадия осмысления». Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.

Эпиграфом для этого этапа подходят слова Для следующего момента урока лучше всего подходят слова Конфуция

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь. »

(Слайд 12) Цель:

— получение новой информации

— корректировка учеником поставленных целей обучения

Функция:

Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

На этом этапе урока можно использовать метод «Мозговой штурм» .Проведение: Зачитывается проблема (задача, задание), даются 1 — 2 минуты для обдумывание мыслей и идей по её решению. Назначается секретарь из класса, который будет записывать все идеи и мысли. Чем свободнее, раскованнее и независимее суждения будут у участников, тем лучше. Запрещаются любые критические замечания и насмешки, все идеи рассматриваются, как имеющие право на существование. Далее идет обсуждение правильных идей и решение проблемы.

Например, фрагмент урока в 8 классе по теме «Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня» ребятам предлагается такая проблема: докажите, что эти выражения являются натуральными числами. В процессе работы все участники группы решают задачу, а аналитики доказывают, что полученное значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.

(Слайд 13) Теоретического материала в учебниках математики очень много и большинство учащихся не читают его. Для работы с текстом использую приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.

Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, развивать систематичность мышления и умения выделять новое.

Урок в 6 классе по теме «Окружность»

— Предлагаю прочитать текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки

V — если это уже знали;

+ — если информация новая;

— — если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

— Вы можете работать в парах, группах, а можете индивидуально

(Выполняется работа – чтение текста с пометками)

(Слайд 14) Задание 1. Познакомьтесь с информацией.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

По материалам книг:

• Г. Глейзер «История математики в школе»,

• С. Акимова «Занимательная математика».

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его «сворачиванию» в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение старых знаний с новыми

Задание 2. Заполните таблицу «Инсерт».

«V» – знаю

«+» – новое

«-» – думал иначе

«?» – вопросы

(Слайд 15) Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Рисунок

Понятие

Используемые

ключевые понятия

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка — центр

Радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок

Хорда

Отрезок, точки окружности

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности

Затем предлагаю ребятам провести практическую работу:

(Слайд 16) Практическая работа №1.

Самостоятельная работа учащихся (Заполнение таблицы).

Предмет

Длина окружности (С)

Длина

диаметра (d)

 

С/d

Стакан

Компакт-диск

Блюдце

Трёхлитровая банка

Ребята убеждаются на практике, что отношение длины окружности к диаметру – это одно и то же число =3,….. Здесь учитель дает понятие числа Пи. Затем с помощью личных наблюдений учащихся делается вывод формулы длины окружности. С=2ПR

Удобно использовать наглядный метод «Кластер» как часть второго этапа урока. Кластер в переводе с английского обозначает «гроздь», «скопление». Цель: концентрация внимания, структурирование информации.

В ходе объяснения новой темы записываю основные мысли заранее на цветных карточках и приклеиваю их на доску. Учащиеся визуально следят за ходом мыслей учителя. К концу объяснения на доске получается конспект-лекция.

(Слайд 17) Еще один пример: обобщающий урок в 5 классе по теме «Простые и составные числа»

(Слайд 18) Кластер по теме «Четырехугольники) 8 класс

Метод «Теорема-пазл» (для старших классов), «Правило- пазл» (для 5-6 классов)

Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем — что дано и что требуется доказать, на четвертом -доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.

Для 5 класса на обобщающем уроке по теме «Плоскость. Прямая. Луч.» Детям предлагаю собрать правило из 2-х фрагментов:

На одних карточках начало правила:

Отрезок это-…

Прямая это-…

Луч это-…

На других карточках продолжение правила.

В старших классах на уроках использую проекты учеников.

(Слайд 19 ) Метод проектов — это обучение, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Цель: углубленное изучение материала, систематизация и обобщение знаний, развитие творчества.

Проекты старших учащихся использую на уроках в более младших классах. Например, в 5 классе при изучении темы «Площадь» использую проект ученицы 6 класса «Ремонт квартиры и геометрия». А в 8 классе при изучении темы «Осевая и центральная симметрии» — показываю презентацию учащихся 11 класса «Зеркальная симметрия»

Особое внимание хочу уделить проведению физкультминутки на втором этапе урока. Я прочитала о науке кинезиологии, элементы которой применяют в начальной школе для улучшения каллиграфии учащихся. Эта тема меня заинтересовала и увлекла.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

На уроке можно использовать такие физминутки:

— раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии сделайте выдох, при ослаблении усилия – вдох. Повторите 5 раз.

— Двумя пальцами рисуем круги на щеках, потом на подбородке и на лбу. Медленно считая до 10.

— вращайте ручку сначала между пальцами правой руки, затем левой. Между большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Затем в обратную сторону.

-на двух листах бумаги одновременно рисуем круг- на одном листе и квадрат – на другом.

— использование таблиц Шульте (слайд 20)

Чтение цветного текста (слайд 21)

(Слайд 22) Третий этап урока – «Стадия рефлексии (размышления)»

Цель:

— размышление, рождение нового знания

— постановка учеником новых целей

Функция:

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На третьей фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов — из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.

(Слайд 23 ) По данному уроку ребятам младшего и среднего можно задать следующие вопросы:

Достигли ли вы своей цели на уроке?

Что делали?

Зачем делали?

Как делали?

Для чего делали?

Предложить закончить предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…

(Слайд 24) Для ребят старшего возраста хорошо предложить методический прием «Синквейн». Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,

научить излагать сложные понятия в краткой форме.

Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.

Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.

(Слайд 25 ) В 10 классе по теме «Производная» получился такой «Синквейн» :

Производная.

Правила и формулы дифференцирования.

Подставляем, вычисляем, определяем.

Это в жизни пригодится.

Дифференцирование.

(Слайд 26)

На этом этапе часто использую метод «Сезоны года».

Предлагаю ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. У каждого четыре листочка: белый-зима, красный-лето, зеленый –весна, желтый-осень. Учащиеся выбирают цвет листочка, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот листочек или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения.

Еще один метод обратной связи «Незаконченное предложение»

Учащимся предлагается закончить предложения, которые я сейчас предлагаю закончить участникам семинара:

-Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня …

-Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

-Сегодня я понял(а), что…

Итак, вы увидели, что можно использовать различные приемы технологии развития критического мышления на уроках математики.

Закончить хочется словами:

(Слайд 27) Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Литература и интернет – ресурсы:

1. Богданова М.А. Методы и приемы технологии критического мышления Электронный ресурс — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/metody-i-priemy-tehnologii-kriticheskogo (4.12.13).

2. Глухова С.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках в общеобразовательной школе Электронный ресурс — Режим доступа: http://konf-sot-2011. ucoz.ru/publ/tekhnologija_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/ispolzovanie_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_v_obshheobrazovatelnoj_shkole/3-1-0-53 (5.12.13).

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. – 175 с.

4. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.

5. Матвеева С.Г. Мастер-класс: Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе Электронный ресурс — Режим доступа: festival.1september.ru/articles/573737 (5.12.13).

4. https://lektsia.com/3x78d3.html

5. https://infourok.ru/masterklass-po-teme-primenenie-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-matematiki-1180789.html

6. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/mietody-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-posriedstvom-chtieniia-i-pis-ma

Использование технологий для развития навыков критического мышления

Критическое мышление выходит за рамки запоминания, поощряя учащихся связывать точки между понятиями, решать проблемы, мыслить творчески и применять знания новыми способами. (7 способов научить критическому мышлению в начальной школе) Мы используем навыки критического мышления каждый день, чтобы принимать правильные решения и решать проблемы. В 21 классе st  века учащимся предоставляется возможность развивать навыки критического мышления, а преподаватели используют методы обучения для целенаправленного развития навыков критического мышления учащихся. Критическое мышление жизненно необходимо для успеха во всех предметных областях — и в повседневной жизни!

Кого следует знакомить с навыками критического мышления?

Каждый учащийся должен освоить навыки критического мышления. Малыши начинают с формирования базовых навыков критического мышления путем простого решения проблем; Критическое мышление — навык на всю жизнь! Учащимся с нарушениями зрения потребуются сильные навыки решения проблем – не только в академических ситуациях, но и в том, как решать различные стратегии для выполнения задач, которые можно было бы легко выполнить с помощью зрения.

Как TVI могут поддерживать навыки критического мышления при внедрении технологий для молодых студентов?

  • Предоставляйте возможности исследовать и проявлять любопытство
  • Пауза и ожидание
  • Не вмешивайтесь немедленно
  • Используйте  общие указания  (не пошаговые инструкции) после первоначального ознакомления с техническим навыком или приложением
  • Задавайте открытые вопросы
  • Слушайте учащегося и наблюдайте за мыслительным процессом учащегося
  • Попробуйте по-другому

Пример

Жанна прошла 12-недельный курс электронного обучения Perkins, азбуку iOS, введение в VoiceOver на iPad для учащихся в возрасте от 3 до 8 лет. На протяжении всего курса Жанна работала со своим 7-летним учеником Яном. Жанна делится: «Мы добились огромного прогресса. Мы прошли путь от ученика, который не прикасался бы к iPad, а если бы и пришлось, вообще не выполнять с ним никаких задач, до ученика, который действительно получает удовольствие от некоторых занятий и самостоятельно включает и выключает озвучивание, читает книги. , умеет делать паузу и начинать снова, продолжая совершенствовать свои основные жесты, и может играть в несколько игр самостоятельно. Мы продолжаем прогрессировать в пространственном обучении, сетках, манипуляциях с мелкой моторикой и т. д. Несмотря на то, что мы продвигаемся очень медленно, изменения поразительны. Я не могу дождаться, чтобы увидеть, что произойдет. . ». Ян учится в первом классе, и у него есть некоторые задержки в развитии.

В ее еженедельных видеороликах было интересно наблюдать, как развивались технические навыки Яна и как расцветала его независимость. Первоначально он всегда требовал пошаговой инструкции. Используемые приложения были простыми причинно-следственными приложениями, которым требовалось только прикосновение, чтобы что-то произошло. Он начал слушать слуховую информацию в простых приложениях для самостоятельного озвучивания, а когда познакомился с VoiceOver, он начал по-настоящему слушать и обрабатывать слуховую информацию. Когда навыки слушания Яна улучшились, Жанна смогла отступить, предоставив Яну возможность заполнить пробелы. С уменьшением вмешательства Ян начал выполнять задачи более самостоятельно. Яну дали возможность попробовать жест и решить проблему, когда он не сработал, как ожидалось.

Поначалу Яну было сложно провести пальцем по прямой линии — важный технический навык, позволяющий перемещаться по ряду приложений на главном экране iPad или по ряду элементов в приложении. Жанна использовала тактильную графику, чтобы научить его концепции строки (и столбца) и тому, как перетаскивать прямую линию. По мере развития технических навыков Иэн перешел на следующий уровень приложений, которые требуют жестов перетаскивания и двойного касания (или раздельного касания), навигации в приложении и размышлений, чтобы сделать правильный выбор. Доступное математическое приложение Math Melodies содержит несколько математических игр, подходящих для Яна, которые можно использовать для развития навыков критического мышления. В видео ниже Ян знакомится с игрой Sequencing в приложении Math Melodies.

На курсе «Азбука iOS» Ян уже познакомился с основными жестами, пространственной компоновкой приложения и пространственными терминами (сверху, посередине, снизу и т. д.), концепцией рядов, навыками слушания и т. д. В видео ниже , он учится применять эти навыки в этой игре. Это видео представляет собой введение Яна в приложение Sequencing. Обратите особое внимание на то, как Жанна настроила его на успех, и на мыслительный процесс Яна, когда он изучает стратегии для завершения игры.

Видео 1 Семилетний Ян знакомится с игрой Math Melodies’ Sequencing.

Критические стратегии обучения (обзор)

  • Предоставляйте возможности исследовать и проявлять любопытство
  • Пауза и ожидание
  • Не вмешивайтесь немедленно
  • Используйте  общие указания  (не пошаговые инструкции) после первоначального ознакомления с техническим навыком или приложением
  • Задавайте открытые вопросы
  • Слушайте ученика и наблюдайте за мыслительным процессом ученика
  • Попробуйте по-другому

Методика обучения критическому мышлению Жанны

Жанна проделала отличную работу, балансируя между предоставлением Яну времени для исследования и решением проблем, обучая новой игре.

  • Если бы Ян нашел два варианта выбора животных внизу страницы, прежде чем исследовать последовательность.
  • Используются общие направления. Пример: «Поднимитесь и посмотрите на свою последовательность». (Не дал конкретных указаний, какой жест использовать и т. д.)
  • Предоставили Яну возможность исследовать
  • Ждал; не вмешивался
  • Похвалил при исправлении. Пример: «Вы поднялись немного выше (при перетаскивании). Ты проделал действительно хорошую работу, оставаясь прямо!»
  • Послушал студента и заметил: Ян не назвал названия животных или не знал, как расставить последовательности?
  • Пробовал по-другому, произнося вслух названия животных, пока Ян водил пальцем.

Во втором видео Йену предоставляется возможность попрактиковаться в том, что он только что выучил.

Видео 2: Ян тренируется и совершенствует свои навыки критического мышления в игре Sequence.

 

Взгляни на Йена, вперед! Он быстро провел пальцем по строке дважды, а затем озвучил первое и второе. Вербализация того, что он думал, так полезна, как и размышление о том, что было первым и вторым, а не о том, что было потом в последовательности. Ему не нужны подсказки о том, как ориентироваться или играть в игру, только со стратегией, как придумать правильный ответ!

Используете ли вы возможности для развития навыков критического мышления во время уроков по вспомогательным технологиям?

Дайан Браунер

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

Использование технологий для обучения навыкам критического мышления — Digital Learning Collaborative

Линдси Марчак

Мы благодарны за разрешение поделиться их работой.

Результаты последней Программы международной оценки учащихся (PISA) вызвали тревогу, когда выяснилось, что учащимся средних школ США не хватает навыков критического мышления. Тест, разработанный для измерения способности 15-летних учащихся применять знания по чтению, математике и естественным наукам в реальных условиях, показал, что американские школьники заняли 31-е место по математике, 24-е место по естественным наукам и 21-е место по чтению. сравнение со студентами из 65 других стран. Эти результаты показали, что американские студенты не только с трудом вспоминают заученные процедуры и факты, но и испытывают трудности с анализом, рассуждениями и эффективным общением при решении или интерпретации задач.

Нет никаких сомнений в том, что критическое мышление — способность связывать новые знания с предыдущими, строить и оценивать аргументы и систематически решать проблемы — жизненно важно для колледжа, карьеры и не только. Однако обеспечение того, чтобы все учащиеся имели доступ к персонализированной учебной среде , в которой формируются эти навыки, может быть практически невозможным без технологий. К счастью, исследования выявили пять способов использования технологий для обучения навыкам критического мышления.

1. Интерактивные занятия могут стимулировать интерес учащихся и улучшить успеваемость.

Исследователи в области образования сходятся во мнении, что вовлечение учащихся в интерактивные, мультисенсорные занятия, которые способствуют проработке, задаванию вопросов и объяснению, могут одновременно повысить вовлеченность учащихся и успеваемость. в новых условиях проверяйте гипотезы, ищите закономерности, используйте доказательства и логику для аргументации, решения проблем и обучения на своих действиях.[ii] Такой вид активного участия позволяет учащимся брать на себя ответственность за свое обучение и улучшает запоминание информации. [iii]

2. Многочисленные представления и модели разъясняют сложные концепции и процедуры.

Исследования подтверждают, что учащиеся лучше усваивают сложные концепции, когда ключевая информация и задачи объясняются с использованием широкого спектра модальностей (вербальных, визуальных, графических и символических) и форматов обучения (видеолекции, графические изображения, аудиофайлы и симуляции).[iv] Цифровая среда обучения способствует критическому мышлению и повышает доступность контента, предлагая учащимся больше возможностей для применения знаний и навыков.[v]

3. Богатая технологиями среда способствует саморегулируемому обучению.

Эксперты согласны с тем, что саморегулируемое обучение — способность отслеживать, оценивать и контролировать мышление при выполнении новых задач — помогает поддерживать критическое мышление и передачу знаний. технологии предлагают учащимся более широкие возможности для развития метакогнитивных навыков. [vii] Эффективная цифровая среда обучения не только моделирует мыслительные процессы, лежащие в основе конкретных стратегий, но и подчеркивает условия для применения совокупности фактических или процедурных знаний.

4. Практика на строительных лесах помогает учащимся закреплять навыки.

Когнитивные исследования показывают, что активная студенческая практика является жизненно важным компонентом обучения. Среды онлайн-обучения и смешанного обучения предоставляют учащимся больше возможностей экспериментировать и практиковать навыки и концепции. Этот опыт помогает развивать критическое мышление, перенося знания из кратковременной памяти в долговременную — важный процесс, который помогает учащимся запоминать и применять информацию в новых условиях.[viii]

5. Мультимедийная среда обучения позволяет учащимся применять знания в реальных условиях.

Исследования подтверждают, что применение задач в реальном мире, которые подчеркивают понимание учащимися и применение предмета, может повысить успеваемость учащихся. помогая им увидеть важность того, что они изучают. Кроме того, позволяя учащимся связывать теоретические идеи с повседневным опытом, укрепляется критическое мышление.

Источники

[i] Национальный исследовательский совет (2012 г.). Образование для жизни и работы: развитие передаваемых знаний и навыков в 21 веке . Комитет по определению более глубокого обучения и навыков 21 века, Джеймс Пеллегрино и Маргарет Л. Хилтон, ред. Совет по тестированию и оценке и Совет по научному образованию, Отдел поведенческих и социальных наук и образования. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий.

[ii] Облингер, Д. (2004). Следующее поколение образовательной вовлеченности. Журнал интерактивных медиа в образовании 8, 1–18.

[iii] Розеншайн, Б. (1995). Успехи в исследованиях обучения. Журнал исследований в области образования , 88 (5), 262–268.

[iv] Центр прикладных специальных технологий (2011). Руководство по универсальному дизайну для обучения, версия 2.0. Уэйкфилд, Массачусетс: Автор.

[v] Роуз, Д. Х., и А. Мейер (2002). Обучение каждого ученика в эпоху цифровых технологий . Александрия, Вирджиния: Ассоциация разработки учебных программ.

[vi] Национальный исследовательский совет (2000). Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа, расширенное изд. Комитет по развитию науки об обучении и Комитет по обучению и образовательной практике. Дж. Д. Брансфорд, А. Браун и Р. Р. Кокинг, ред. Комиссия по поведенческим и социальным наукам и образованию. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.

[vii] Лажуа, С.П. (2008). Метапознание, саморегуляция и саморегулируемое обучение: роза под любым другим именем. Обзор психологии образования 20, 469–475.

[viii] Национальный исследовательский совет (2012 г.). Образование для жизни и работы: развитие передаваемых знаний и навыков в 21 веке . Комитет по определению более глубокого обучения и навыков 21 века, Джеймс Пеллегрино и Маргарет Л. Хилтон, ред. Совет по тестированию и оценке и Совет по научному образованию, Отдел поведенческих и социальных наук и образования. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий.

[ix] Национальный исследовательский совет (2000 г.). Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа, расширенное изд. Комитет по развитию науки об обучении и Комитет по обучению и образовательной практике. Дж. Д. Брансфорд, А. Браун и Р. Р. Кокинг, ред. Комиссия по поведенческим и социальным наукам и образованию. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.

Об авторе

Линдсей Марчак возглавляет деятельность Edgenuity по повышению эффективности, управляя разработкой, внедрением и публикацией исследований, в которых количественно оценивается влияние курсов Edgenuity на успеваемость учащихся. Кроме того, она разрабатывает аналитические записки, официальные документы и инструменты данных для школ, реализующих программу. До прихода в Edgenuity Линдси работала в Scholastic, KIPP Foundation, Ford Foundation и National Alliance of Business, проводя исследования и определяя эффективные образовательные практики для школьных руководителей и учителей.

Похожие записи

При гормональном сбое можно ли похудеть: как похудеть при гормональном сбое

Содержание Как похудеть после гормональных таблетокЧто такое гормональные таблеткиПочему прием гормонов ведет к избыточному весу (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); […]

Гипотензивные средства при гиперкалиемии: Гипотензивные средства при гиперкалиемии — Давление и всё о нём

Содержание Препараты, применяемые для лечения гипертонической болезни | Илларионова Т.С., Стуров Н.В., Чельцов В.В.Основные принципы антигипертензивной терапииКлассификация Агонисты имидазолиновых I1–рецепторов […]

Прикорм таблица детей до года: Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственном

Содержание Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственномКогда можно и нужно вводить прикорм грудничку?Почему […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *