Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления: Сензитивные периоды в развитии дошкольников | Учебно-методический материал на тему:

alexxlab Разное

Тест дошкольная психология | Академия вашего образования

Тест «Дошкольная психология»

Позволяет проверить уровень знаний основных закономерностей психического развития, формирования личности, общения детей с взрослыми и сверстниками в период дошкольного детства, необходимое обучающимся для практической деятельности с детьми дошкольного возраста. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.

1. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:

« кризиса 1 года»

«кризиса 3 лет»

«кризиса новорожденности»

2. Компоненты учебной деятельности дошкольника:

достижение результата

контроль, самоконтроль

все ответы верны

3. Поведение ребенка, идущее вразрез с тем, что предлагает взрослый – это:

обесценивание личности взрослого

негативизм

строптивость

4. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является:

освоение способов действий

получение удовольствия

воспроизведение человеческих отношений

5. Функции речи дошкольника:

все ответы верны

планирующая

мыслительная

6. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует:

соподчиненность мотивов

осознание незаслуженной награды

неразвитость абстрактного мышления

7. Сильный, неуравновешенный, тип нервной системы со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами – это характеристика:

меланхолика

холерика

сангвиника

8. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в направлениях:

от самостоятельных действий к совместимым действиям со взрослыми

от совместных действий со взрослыми к неспецифическим действиям с предметами

от совместных со взрослыми действий к действию самостоятельному

9.

Как называется возрастной период от 3-х до 7 лет?

младший школьный возраст

младенчество

дошкольное детство

10. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются:

здоровье ребенка

познавательный интерес

принятие задачи

11. Положительные эмоции у детей вызывает:

свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями

ожидание начала обучения в школе

все ответы верны

12. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника:

общение взрослых

содержание общения

потребности ребенка

13. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте:

7 лет

5–6 лет

3–4 года

14. Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:

послепроизвольность

непроизвольность

произвольность

15. Основное новообразование периода новорожденности – это:

переход из внутриутробного развития в социум

полная биологическая беспомощность

формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии со взрослыми

16. Вставьте пропущенные слова: Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям:

психические, физические

психоэмоциональные, физические

психоэмоциональные, физиологические

17. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший –так сказала мама»:

7 лет

5-6 лет

4 года

18. Определите тип темперамента по описанию: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя:

сангвиник

флегматик

холерик

19. Взаимозависимость обучения и мышления:

состоит в обучении способам действий

состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий

состоит в расширении объема знаний

20. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста:

ситуативно–деловое

все ответы верны

внеситуативно–познавательное

21. Действия с предметами разделяются на:

латентные и соотносящиеся

орудийные и латентые

соотносящие и орудийные

22. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения:

готовой системы знаний, отражающей существенные связи

способов общения со взрослыми

системы знаний, приобретенных ребенком

23. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:

мышление

восприятие

память

24. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления:

наглядно–образного

логического

наглядно–действенного

25. Этапы формирования личности в дошкольном возрасте:

все ответы верны

усвоение нравственных норм

соподчинение мотивов

26. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению:

фрустраций

аффективных реакций

стресса

27. Первым примером воображения и познания является:

сюжетно-ролевая игра

рефлексия

использование предметов-заместителей

28. Формирование осознанности правил поведения дошкольника:

сознательное выполнение правил

все ответы верны

строгое выполнение знакомых правил

29. Основным условием сенсорного развития ребенка является:

активная деятельность ребенка

показ взрослыми способов действий

специальные тренировочные упражнения

30. Психическое новообразование периода младенчества – это:

потребность в общении

произвольность психических процессов

произнесение первых слов

Онлайн-тесты на oltest.kz: Детская психология

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияДетская психологиявопросы331-345


331. Для формирования целенаправленности действий большое значение имеет
успехи и неудачи при выполнении заданий

332. Достаточно глубокое осознание речи формируется у дошкольников
в условиях обучения

333. Дошкольник рассказывает: «А он как даст! А он упал И тогда все бегут … А она так, и плачет». Как называется эта речь?

ситуативная

334. Дошкольный возраст особо чувствителен, сензитивен, к обучению, направленному на развитие …
образного мышления

335. Дошкольный возраст сензитивен для развития:
наглядно-образного мышления

336. Задание становится трудовым действием если:
если дети целенаправленно стремятся к результатам

337. Закрепление в рисовании ребенка привычных графических образов, это:
образование графических шаблонов

338.
Зарождению, какого процесса способствует зарождение знаковой функции сознания?
воображение и мышление

339. Игровая деятельность влияет на:
на развитие воображения
на развитие умственной деятельности ребенка
развитие внимания
формирование произвольности психических процессов

340. Игровые взаимоотношения отражают …
отношения по сюжету и роли

341. Интеллектуальная готовность к школе включает:
запас знаний
ориентировку в окружающем
развитие мыслительных процессов
развитие произвольного внимания

342.

Интеллектуальная готовность к школе включает. Исключить лишнее.
основные элементы волевого действия

343. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят …
доступности сюжета пониманию ребенка
от правильности восприятия
от характера изображенного сюжета
сложности сюжета, его известности ребенку

344. Исключите лишний компонент в структуре игры
орудийные действия

345. Использование речи как средства общения, это функция …
коммуникативная



Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, воображения дошкольников

1. Каковы особенности развития восприятия (внимания, памяти, мышления, речи, воображения) ребенка дошкольного возраста?

 

Если уже в раннем детстве выделяются особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание, память и воображение долгое время не приобретают самостоятельности. Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чем-либо сосредоточиться, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия начинают складываться только в дошкольном возрасте.

Конечно, уже значительно раньше дети бывают сосредоточены при манипуляциях с предметами или при рассматривании картинок, накапливают разнообразный опыт, усматривают в собственных каракулях машину или дядю.

Но все это — результаты общей ориентировки в окружающем, направленной на обследование предметов, их свойств и отношений и регуляцию практических действий, а не на удержание внимания, запоминание или создание новых образов. Поэтому внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст. Изучая эти стороны умственного развития дошкольника, мы можем до известного момента указать только количественные изменения: возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.


Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи — сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п.

Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.


Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий,

слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры. С трех и до семи уже формируется активная речь и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка.

С одной стороны хорошо, когда дети играют самостоятельно, а с другой стороны далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру. Здесь важна роль воспитателя. Он должен предложить детям готовый игровой замысел- игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Игровая ситуация включает в себя задачу, решение которой является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха. Взрослый организует и направляет игру- он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение игровых правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение ролей организатора и участника- особенность развивающей игры.

Развивающая игра — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то , что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового.

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности .

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

 

2. Каковы особенности умственного развития ребенка дошкольного возраста?

Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов.

Самостоятельная работа:

Одной из разновидностей занятий,  развивающих словарь, являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов имеют те же цели что и экскурсии: культивирование наблюдательности в интересах обогащения и уточнения представлений детей и развития их языка.

Методические приемы:

— использование раздаточного материала;

— сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений;

— сравнение предметов.

Материалом для этих занятий служат предметы жизненного окружения, игрушки, картины.

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству(например, надави — для выделения твердости, погладь — для выделения гладкости, шероховатости поверхности, сомни — для выделения мягкости и т. п.).

3. Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.

Качествами мы называем те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета, например: твердый, мягкий, гладкий, холодный, гибкий и т. п.

4. Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твёрдый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый — с легким, прозрачный — с непрозрачным и т. п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. д.

5. Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т. е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.

6. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.) было бы как можно меньше.

Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка-дошкольника.

Первая часть этого занятия обычно посвящается вычленению качества предмета в ситуации той или иной деятельности.

Целью второй части является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество.

В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

 

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает воссоздающее воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивание рассказов. Сказок, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление. Вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым (43).

Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей – дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка – шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее (или творческое). Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно – ролевые игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы (13).

Ранее проведенные исследования О.М.Дьяченко позволило выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта; 2) создание некоторого плана – замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.

Трудность анализа этого процесса, на наш взгляд, заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно, их можно назвать «аффективное» и « познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций (10).

В этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при обыгрывании, выражение их творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление в развитии воображения – исследования Ж.Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности (10).

По мнению О.М. Дьяченко, два основных вида воображения (аффективное и познавательное) сосуществуют в развитии ребенка. Имеют разные задачи и разны тенденции в реализации (13).

Основная задача познавательного воображения – это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой – выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во – первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во – вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.

По результатам исследований, проведенных О.М.Дьяченко, во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам – заместителям (В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин). С другой – выделение своего личного «я», переживание своей отдаленности от окружающего мира (Р. Бернс, В.С.Мухина).

Отметим, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличии от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми, а затем создаются самостоятельно.

Второй тип защиты личности с помощью воображения – это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию (10).

В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы – фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого – то самого сильного в группе победили и т.п.

Как мы уже говорили выше, процесс воображения включает в себя два этапа; 1) порождение идеи; 2) составление плана ее реализации. Процесс порождения идеи связан, прежде всего, с переструктурированием образов (слово также включается в этот процесс). В исследованиях О.М.Дьяченко было показано, что для развития воображения решающими факторами оказываются многоконтекстность использования слова и широта содержания таких факторов слово не имеет фиксированного содержания, а позволяет гибко манипулировать с ним.

Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование связано, прежде всего, с планирующей функцией речи. Однако так же, как речевые процессы включается в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание. С возможностью планирования у ребенка прямо связан уровень умения создавать целостные произведения.

Есть основания полагать. Что на описываемом этапе (2,5 -3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Например, при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки и т.п. поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Так, в эксперименте с дорисовыванием неоконченных изображений детей младшей группы просили сначала рассказать, что они нарисуют. А потом уже рисовать. Оказалось. Что практически все дети, успешно выполнявшие задание на дорисовывание без предварительного планирования, или отказались от нового задания, или спустились на более низкий уровень его выполнения (изображение геометрических фигур или рисование рядом с фигурой — эталоном) (13).

Второй этап в развитии воображения – возраст 4 -5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на освоение норм. Прежде всего, социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается (19).

В этом возрасте, по данным работы психологической консультации (13), у здоровых детей снижается чистота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении элементарных замещающих воображаемых ситуаций: дети начинают придумывать истории про плохого мальчика, который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и т.п.

Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисование, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящих характер, так как ребенок 4 – 5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они обыгрывающий. Часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4 – 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Это проявилось в экспериментах О.М.Дьяченко на дорисовывание, когда ребенка просили сначала рассказать, что он нарисует, а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте такое предложение. Как правило, разрушало деятельность, то с 4 – 5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Дети называют один шаг своего плана (например: «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат. Начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что – нибудь еще и т.п.). иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик», — «А теперь трубу и окошечки», затем – «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.

Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества. Когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план- схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей и снега и т.п.).

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст 6 – 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании, ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как ив предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане, развитие интерноризованного воображения. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове (19). На вопрос экспериментатора о назначении шипов мальчик отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.

Познавательное воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и поиск самой идеи, замысла.

В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинается строиться способом «включение»: он по — прежнему создается на основе отдельного элемента действительности. Но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становиться отдельной деталью образа воображения. Например, при дорисовывании неоконченных изображений тот же квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивает многовариантность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображение в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений.

Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения – план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте, выполняя задание на дорисовывание с предшествующим речевым планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения. Например: «Я здесь нарисую домик, около домика – сад, а девочка ходит и цветы собирает» или «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». Практически все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, обычно дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.

Последний вопрос, на котором хотелось бы остановиться, — это вопрос о педагогике развития воображения. Описанные выше этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей (примерно 1,5 частью детей каждого возраста) (13, 19, 36).

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как справедливо отмечает А.В. Петровский (21). Связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика. Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком. Однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного обучения.

Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так же как и овладение, различными другими элементами общечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементами приемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка.

Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала, основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего в речевой деятельности ребенка или в виде образа – модели будущего произведения.

Овладение такими средствами, как справедливо указывает Э. В. Ильенко (13), может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силой воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы «означения» действительности.

Отметим также, что сама по себе практика решения задач на воображение вызывает существенные изменения в личности ребенка, позволяя, ему открыто реализовывать свои аффективные и познавательные тенденции. При правильном педагогическом руководстве эти тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребенка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности и соответственно, творческих способностей, необходимых для успешного овладения этой деятельностью.

 

1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте

 

По мнению В. Н. Дружинина в настоящее время существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет.

Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативной нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам – испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям (3).

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если IQ ниже 115 -120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (10).

3.Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие). Г.Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи(15).

В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Согласно Стернбергу, интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение (10).

Отсутствие однозначной связи между интеллектом и креативностью стало основой двух исследовательских подходов, альтернативных редукционистскому. Их можно обозначить как личностно – мотивационный и психометрический.

По мнению В.Н. Дружинина, развитие творческих способностей проходит как минимум две фазы:

1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа. По данным ряда авторов, наступает в 3 -5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).

2. Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления).

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу.

Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Еще раз заметим, что креативность скорее всего формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект).

Возможно, ли искусственно воспроизвести условия социальной микросреды, которые могут позитивно влиять на развитие креативности?

Несомненно, легче всего сконструировать такую среду для детей 3-6 лет (10). Хотя бы потому, что сфера их жизнедеятельности довольно ограничена и однородна, социальные контакты легко поддаются контролю. Необходимо, чтобы основную часть времени дети проводили в обстановке, созданной экспериментатором, но имели нормальные условия в семье.

Чем старше ребенок, тем меньше возможности реализовать формирующий эксперимент. Даже в школе, где дети проводят половину дневного времени, контролировать жизнедеятельность ученика практически невозможно. Поэтому метод формирующего эксперимента малопригоден для исследования школьного и юношеского возраста. Однако в условиях профессионального обучения такая возможность иногда появляется вновь. Тем самым на смену формирующего эксперимента при изучении креативности более старших возрастных групп приходят констатирующий эксперимент и биографический метод.

Естественно, что наиболее показательные результаты дает формирующий эксперимент.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в это время, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам (при активизации интеллектуальной активности) считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка. можно предположить, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива (интериоризация социальной нормы взрослого: Нельзя!), а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.

«Для того чтобы ребенком развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец творческого поведения, как ни парадоксально это звучит» (10, ст.218).

Понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, который отрицает старые. Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому.

Следовательно, творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации.

Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны, — еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т.п. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того. Развитие произвольного внимания, которое у ребенка к 3 – 4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен. Позже проблемность мира признается только креативами.

Следовательно, для формирования креативности необходимо:

1. отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

2. наличие позитивного образца творческого поведения;

3. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

4. социальное подкрепление творческого поведения.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если … то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Основываясь на исследованиях Богоявленской (3) и Матюшкина (28), согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний), можно утверждать: креативность как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.

Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью.

(богатством возможностей), а следовательно, требует включения механизмов воображения (активного, творческого). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; мновариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

 

ГЛАВА 2.Организация и содержание исследования

 

Организация исследования

 

Исследование проводилось в сентябре — октябре 2004 года. В исследовании приняло 44 дошкольника (21воспитанник д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с «Гнездышко»), в возрасте 6 лет.

В исследуемую группу вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все испытуемые воспитываются в русскоязычных семьях, посещают обычные по образовательной направленности группы. Анализ анамнестических данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как прентального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы.

Исследование проводилось в четыре этапа. Задачи первого этапа: изучение особенностей воссоздающего и творческого воображения у дошкольников. Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в первую половину дня (с 10.00 до 12.00). На втором этапе изучался уровень развития творческих способностей детей. На третьем этапе была разработана и апробирована в одной из групп коррекционная программа. Четвертый этап исследования заключался в оценке эффективности коррекционной программы.

По итогам анализа были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию, как воображения, так и творческих способностей.

 

Методы исследования

 

1.Изучение уровня развития воображения (37).

Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей.

Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

Обработка данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

1. Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

2. Cредний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

3. Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Подсчитав количество детей разных возрастных групп, относящихся к каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях в уровне развития воображения.

2. Изучение оригинальности решения задач на изображение (творческое воображение) (37).

Подготовка исследования. Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.). подготовить цветные карандаши, бумагу.

Проведение исследования. Ребенок 6 – 7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилось какая-нибудь картинка.

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Подсчитывают коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что–то свое (свободное фантазирование).

I. тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей.

II. тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

III. тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

IV. тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

V. тип – заданная фигура используется качественно по новому.

Если в I – IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.п.). то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.

3. Изучение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности (37).



Читайте также:

 

Средства массовой информации на основе экрана, связанные со структурными различиями в мозге детей младшего возраста — ScienceDaily

Новое исследование документирует структурные различия в мозге детей дошкольного возраста, связанные с использованием средств массовой информации на основе экрана.

Исследование, опубликованное в JAMA Pediatrics , показывает, что дети, у которых больше экранного времени, имеют более низкую структурную целостность участков белого вещества в частях мозга, которые поддерживают речь и другие возникающие навыки грамотности. Эти навыки включают образность и исполнительную функцию — процесс, включающий умственный контроль и саморегуляцию.Эти дети также имеют более низкие баллы по языку и грамотности.

Исследование Медицинского центра детской больницы Цинциннати оценивало экранное время в соответствии с рекомендациями Американской академии педиатрии (AAP). Рекомендации AAP учитывают не только время, проведенное перед экранами, но и доступ к экранам, включая портативные устройства; содержание; и с кем дети и как они взаимодействуют, когда смотрят на экраны.

«Это исследование поднимает вопросы относительно того, могут ли по крайней мере некоторые аспекты использования экранных медиа в раннем детстве обеспечивать неоптимальную стимуляцию во время этого быстрого, формирующего состояния развития мозга», — говорит Джон Хаттон, доктор медицины, директор Рединг. И Центр изучения грамотности в Детском Цинциннати и ведущий автор исследования.«Хотя мы еще не можем определить, вызывает ли экранное время эти структурные изменения или подразумевает долгосрочные риски развития нервной системы, эти результаты требуют дальнейшего изучения, чтобы понять, что они означают и как установить соответствующие ограничения на использование технологий».

Среди рекомендаций AAP:

  • Для детей младше 18 месяцев избегайте использования экранных средств массовой информации, кроме видеочата. Родители детей в возрасте от 18 до 24 месяцев, которые хотят познакомить с цифровыми медиа, должны выбирать высококачественные программы и смотреть их вместе со своими детьми, чтобы помочь им понять, что они видят.
  • Для детей в возрасте от 2 до 5 лет: ограничьте использование экрана до 1 часа в день высококачественных программ. Родители должны просматривать медиа вместе с детьми, чтобы помочь им понять, что они видят, и применить это к окружающему миру.
  • Обозначьте вместе время, свободное от мультимедиа, например, ужин или вождение, а также места дома, свободные от мультимедиа, например спальни.

В исследовании доктора Хаттона приняли участие 47 здоровых детей — 27 девочек и 20 мальчиков — в возрасте от 3 до 5 лет и их родители.Дети прошли стандартные когнитивные тесты с последующей МРТ с тензором диффузии, которая позволяет оценить целостность белого вещества в головном мозге. Исследователи предоставили родителям инструмент скрининга из 15 пунктов, ScreenQ, который отражает рекомендации СМИ на основе экрана AAP. Затем результаты ScreenQ были статистически связаны с результатами когнитивных тестов и результатами МРТ с учетом возраста, пола и семейного дохода.

Среди основных результатов:

  • Более высокие баллы ScreenQ были в значительной степени связаны с более низким уровнем выразительности, способностью быстро называть предметы (скорость обработки) и возникающими навыками грамотности.
  • Более высокие баллы ScreenQ были связаны с более низким уровнем целостности белого вещества мозга, что влияет на организацию и миелинизацию — процесс формирования миелиновой оболочки вокруг нерва, позволяющей нервным импульсам двигаться быстрее — в трактах, включающих исполнительную функцию языка и другую грамотность навыки и умения.

«Использование мультимедийных материалов с экранами широко распространено и увеличивается в домашних условиях, в детских учреждениях и школах в все более молодом возрасте», — говорит д-р Хаттон. «Эти результаты подчеркивают необходимость понимания влияния экранного времени на мозг, особенно на стадиях динамического развития мозга в раннем детстве, чтобы поставщики медицинских услуг, политики и родители могли устанавливать здоровые пределы.«

Исследование финансировалось стипендией Procter Scholar Award Детского исследовательского фонда Цинциннати. Исследователи сообщают об отсутствии финансовых отношений конфликта интересов в отношении исследования.

История Источник:

Материалы предоставлены Медицинским центром детской больницы Цинциннати . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Завгородня Марина, тел.d. психологии

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина

Участник чемпионата: Национальный чемпионат по научной аналитике — «Украина»;

В статье рассматриваются основные задачи психолога, работающего с детьми с нарушениями речи в рамках инклюзивного образования. Предлагаемый план психологической поддержки. Анализирует основные методы работы.

Ключевые слова: нарушения речи, инклюзивное образование, развивающая работа, психологическая поддержка.

В статье рассматриваются основные задачи психолога, работающего с детьми с нарушениями речи посредством инклюзивного образования.Предлагаемый план психологической поддержки. Анализирует основные методы работы.

Ключевые слова: нарушения речи, инклюзивное образование, развивающая работа, психологическая поддержка.

В статье рассматриваются основные задачи психолога, работающего с детьми с нарушениями речи средствами инклюзивного образования. Предлагаемый план психологической поддержки. Анализирует основные методы работы.

Ключевые слова: нарушения речи, инклюзивное образование, развивающая работа, психологическая поддержка

По данным медико-социальных исследований, в последние годы значительно увеличилось количество детей школьного возраста с нарушениями, в том числе речевыми.При обучении детей с нарушениями речи в государственных школах обращалось внимание на проблемы их адаптации на основе знаний об особенностях данной категории. Соответственно, на повестке дня стоят вопросы полноценного развития ребенка как активного субъекта жизни и проблема квалифицированной психологической помощи в этой сфере.

Задача психолога в рамках инклюзивного образования изложить процесс адаптации и развития социальных и коммуникативных навыков, развития и коррекции когнитивных психических процессов, эмоционально-волевых, сплоченности детской группы, воспитания родителей и учителей, а также их консультирование.Это лишь небольшая часть айсберга.

Основная цель психологической службы в инклюзивных школах — создание условий для гармоничного развития личности, то есть эмоциональной, интеллектуальной и волевой психики каждого ребенка, посещающего школу.

Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:

· Организация эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

· Обеспечение эффективности процесса адаптации детей с нарушениями речи и профилактика исключения.

· Процесс разработки плана.

· Индивидуальные консультации по инклюзивному образованию.

· Повышение профессиональной компетентности учителей в вопросах обучения и развития детей с нарушениями речи.

· Создание системы толерантного воспитания в сознании подрастающего поколения.

Психологическое сопровождение инклюзивного образования должно осуществляться в следующих этапах:

1. Психодиагностический этап. Диагностика когнитивных психических процессов, эмоционального состояния ребенка, уровня тревожности.

2. Подготовка документов. Разработка и утверждение индивидуальных программ обучения с рекомендациями для учителей и родителей. Информирование родителей о целях программы в области развития. Формирование групп для коррекционных занятий и подготовка рабочего времени.

3. Опытно-конструкторские работы. Психологическая поддержка оказывается через организацию развивающей работы с ребенком и классными группами. Таким образом, для каждого ребенка разрабатывается дорожная карта развивающих классов на год. Занятия проходят 2 раза в неделю — 1 индивидуально и 1 раз в малых группах.

Отдельно психолог один раз в месяц проводит групповые занятия с классными группами. Основная цель — развитие толерантности, сплоченности группы детей, снижение агрессии и адаптации. Занятия проходят вместе с классом в форме групповых игр.

Психолог работает в тесном сотрудничестве с учителем, логопедом и родителями, потому что они всегда договариваются о конкретных задачах. Раз в месяц они встречаются для обсуждения результатов и краткосрочных целей.

На этом этапе психолог использует следующие методы и приемы:

• Арт-терапия.Исследования показывают, что занятия арт-терапией существенно влияют на развитие навыков социальной коммуникации и положительных социально-психологических особенностей человека за счет механизмов воображения и фантазии [1; 3]. Арт-терапия хорошо применяется в работе с детьми с нарушениями речи, так как сводит к минимуму использование речи и позволяет ребенку раскрывать свои эмоции, не боясь ошибиться во время разговора.

• Релаксация — упражнения, которые выполняются на любом этапе занятий и включают успокаивающее дыхание, работу с воображением, физическое расслабление мышц.Детям с нарушениями речи необходимо включать процесс релаксации в любые занятия, ведь стрессы возникают часто: невозможность точно выразить свое мнение вербально вызывает напряжение в организме.

• Музыкальная терапия — вид лечения, при котором музыка используется в лечебных или корректирующих целях, решая проблему нормализации эмоционального состояния и обеспечивая психологическую коррекцию. Музыка особенно полезна в работе с детьми с нарушениями речи, поскольку в ней используется символика.Язык музыки универсален и индивидуален, в то же время позволяя и пробуждая схожие ощущения разных образов, помогают каждому ребенку понять проявление своей уникальности.

• Групповая игровая терапия обеспечивает реальную социальную среду для поиска и экспериментирования с новыми, более эффективными способами взаимоотношений со сверстниками. Группа создает такую ​​среду, в которой можно опробовать новые методы исследования социальной реальности и межличностных отношений [2].

• Телесно-ориентированная терапия — включение тела во время коррекционных мероприятий имеет важное значение, поскольку меняет отношение ребенка к здоровью и помогает ему принять тело с теми расстройствами, которые, в свою очередь, влияют на самооценку и самооценку .Другой причиной использования телесно-ориентированной терапии является то, что нарушения речи тесно связаны с двигательной активностью, поэтому исследователи считают, что повышение двигательной активности может привести к развитию речи и эмоциональной сферы.

· Народная терапия-сказка — один из наиболее эффективных методов работы с учениками начальной школы, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие трудности. Это метод создания особой волшебной атмосферы, воплощающей мечты ребенка в реальность, позволяя ребенку включиться в борьбу со своими страхами, комплексами.Основной принцип — целостное развитие личности, забота о душе, целебная сказка [3].

• Психогимнастика — для коррекции поведения ребенка и снятия эмоционального напряжения. В нем используются полезные игры для детей, позволяющие снять тревогу, агрессию, стресс самоучки и многое другое.

Занятия с релаксацией, с использованием музыкальной и телесно-ориентированной терапии в специально оборудованном помещении для психологической разгрузки. Помещение оборудовано мягким ковром и зелеными растениями. Эти комнаты помогают ребенку переключиться с учебной деятельности.

4. Индивидуальная работа с учителями и родителями. Работа с учителями — важная составляющая в реализации инклюзивного образования. Работа в школе организована таким образом, что психолог предоставляет учителю необходимую информацию, помогает ему подготовиться к приему детей с особыми потребностями и их адаптации, поддерживать на протяжении всего учебного процесса, не допускать выгорания. Взаимодействие с учителями происходит в ходе индивидуальных консультаций и во время образовательных бесед на общих собраниях, а также на собраниях и семинарах специальных образовательных лидерских групп.Помимо презентаций и практических занятий психолог должен постоянно пополнять дидактические материалы, которые могут быть использованы учителями и давать рекомендации.

Инклюзивная школа обеспечивает открытость и доступность не только для детей, но и для родителей. Родители — важное звено в процессе инклюзивного образования. Работа с родителями до ra

Важность критического мышления для детей раннего возраста

Критическое мышление является важным жизненным навыком. Узнайте, почему это так важно и как вы можете помочь детям освоить и применить эти навыки.

Мы используем навыки критического мышления каждый день. Они помогают нам принимать правильные решения, понимать последствия своих действий и решать проблемы. Эти невероятно важные навыки используются во всем, от составления головоломок до составления наилучшего маршрута к работе. Это процесс использования сосредоточенности и самоконтроля для решения проблем, а также для постановки целей и их достижения. Он использует другие важные жизненные навыки, такие как установление связей, понимание перспективы и общение. По сути, критическое мышление помогает нам принимать правильные и обоснованные решения.

Критическое мышление

В своей книге «Разум в процессе становления: семь основных жизненных навыков, необходимых каждому ребенку», автор Эллен Галински объясняет важность обучения детей навыкам критического мышления. Природное любопытство ребенка помогает заложить основу для критического мышления. Критическое мышление требует, чтобы мы воспринимали информацию, анализировали ее и выносили суждения, а такой тип активного участия требует воображения и любознательности. По мере того, как дети воспринимают новую информацию, они наполняют своего рода библиотеку в своем мозгу.Они должны подумать о том, как новая информация согласуется с тем, что они уже знают, или изменяет ли она какую-либо информацию, которую мы уже считаем правдой.

Поддержка развития критического мышления

Michigan State University Extension дает несколько советов, которые помогут вашему ребенку научиться критически мыслить и практиковать его.

  • Поощряйте любопытство . Страшная фаза «почему». Помогите им сформировать и проверить теории, экспериментировать и попытаться понять, как устроен мир.Поощряйте детей исследовать, задавать вопросы, проверять свои теории, критически оценивать результаты и думать об изменениях, которые они могли бы внести, или о том, что они могли бы сделать иначе.
  • Учитесь у других. Помогите детям глубже задуматься о вещах, привив им любовь к учебе и желание понять, как все работает. Найдите ответы на все вопросы своих детей «почему» с помощью книг, Интернета, друзей, семьи или других экспертов.
  • Помогите детям оценить информацию. Нам часто предоставляют много информации одновременно, и важно, чтобы мы оценили эту информацию, чтобы определить, является ли она правдивой, важной и следует ли нам верить в нее. Помогите детям овладеть этими навыками, научив их оценивать новую информацию. Попросите их подумать о том, откуда и от кого поступает информация, как она соотносится с тем, что они уже знают, и почему это важно или не важно.
  • Продвигать интересы детей. Когда дети глубоко увлечены темой или делом, они более вовлечены и готовы экспериментировать.Процесс расширения их знаний открывает множество возможностей для критического мышления, поэтому поощрение этого действия помогает вашему ребенку инвестировать в их интересы. Будь то изучение грузовиков и транспортных средств или живой интерес к насекомым, помогите своему ребенку следовать их увлечению.
  • Обучать навыкам решения проблем. При работе с проблемами или конфликтами необходимо использовать навыки критического мышления, чтобы понять проблему и предложить возможные решения, поэтому научите их этапам решения проблем, и они будут использовать критическое мышление в процессе поиска решений проблем. .

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, академической успеваемости, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт MSU Extension.

Похожие записи

При гормональном сбое можно ли похудеть: как похудеть при гормональном сбое

Содержание Как похудеть после гормональных таблетокЧто такое гормональные таблеткиПочему прием гормонов ведет к избыточному весу (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); […]

Гипотензивные средства при гиперкалиемии: Гипотензивные средства при гиперкалиемии — Давление и всё о нём

Содержание Препараты, применяемые для лечения гипертонической болезни | Илларионова Т.С., Стуров Н.В., Чельцов В.В.Основные принципы антигипертензивной терапииКлассификация Агонисты имидазолиновых I1–рецепторов […]

Прикорм таблица детей до года: Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственном

Содержание Прикорм ребенка — таблица прикорма детей до года на грудном вскармливании и искусственномКогда можно и нужно вводить прикорм грудничку?Почему […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *