Вера
Федоровна Гомонова более тридцати лет преподавала русский язык и литературу
сначала в школе № 3, а затем, когда школу переименовали, в гимназии. В один из серых
ноябрьских деньков, купив цветы и торт, мы сходили с ребятами к ней в гости. В
доме у Веры Федоровны царила уютная домашняя обстановка. Нас ждал накрытый
обеденный стол - на клетчатой скатерти стояли нарядные чашки с ароматным чаем.
Мы незамедлительно устроили чаепитие и завязали беседу.
Вера Федоровна рассказала нам о том,
почему решила стать учительницей. Оказывается, это решение она приняла еще в
детстве. В то далекое время ее семья жила в целинном совхозе Оренбургской
области, на освоение целины стекались люди со всей страны. Приезжали и учителя.
- Они были для меня, десятилетней девочки,
авторитетом в быту, в общественной жизни, - вспоминала Вера Федоровна. – Врачи и учителя считались тогда чуть
ли не самыми уважаемыми людьми. Я смотрела на них и хотела, чтобы и меня люди
так же сильно уважали.
Гомонова настойчиво шла к осуществлению
своей цели: закончила школу с медалью, педагогический институт с красным
дипломом и стала учительницей. После окончания вуза два года отработала в
сельской школе на своей малой родине. Потом вышла замуж и уехала на Смоленщину,
в Ярцево. Здесь свою трудовую деятельность начала в интернате, нынешней школе
№6. Когда его закрыли, она попала в третью среднюю школу:
- Я была очень рада, так как эта школа
всегда была в числе лидеров, считалось очень сильной. Меня взяли под своё крыло
опытные учителя. Курировала меня Антонина Ивановна Крылова, она помогала мне во
всём. Я старалась, чтобы никого не подвести и зарекомендовать себя специалистом
своего дела, - рассказала нам Вера
Федоровна.
Молодые учителя перенимали опыт у своих
старших коллег, для этого ходили на их уроки. Интересной и познавательной была
и культурная жизнь школы.
- Молодые учителя наравне с учениками
принимали участие в различных мероприятиях. Самым ярким событием для нас был
традиционный осенний бал. К нему девушки готовили себе ситцевые платья ярких
расцветок с рисунками листьев или цветов, - поделилась Гомонова.
Вспомнила Вера Федоровна и то, как весело
раньше проходили генеральные уборки. Они являлись общим делом. Все классы
одновременно выходили навести порядок сначала в своих кабинетах, затем во всей
школе. Каждому классу доставался свой «участок». Вместе работать было легко, но
больше всего участникам этого процесса нравилось видеть результаты своего
труда.
Любили прежние старшеклассники в начале
каждого учебного года ездить на сбор урожая в совхозы. Почти вся первая
четверть у них была трудовой - убирали картошку, свёклу, лён. Эта работа была
трудной, но ребятам она нравилась. Каждое утро они брали дома тормозки
(перекус), рассаживались по автобусам и уезжали в поля. За работу в совхозе
ребята получали деньги, это была их первая зарплата. Но был и другой, более
сильный стимул стать первым среди других классов - победителям давали экскурсионную
поездку. По словам Веры Федоровны, все ученики старались добиться лучших
показателей и заработать этот приз:
- Мой класс неоднократно становился
победителем этих соревнований. Помню, как мы с ребятами ездили в Ленинград.
Экскурсионный поездки – добрая школьная традиция. Я ездила со своими учениками
в Севастополь, Витебск, Минск… Каждый год с палатками и спальными мешками мы
ходили в походы. Были на Соловьёвой переправе, на родине Твардовского. Наши
поездки оплачивали не только родители, но и предприятия города.
В советской школе за всем следили
комсомольская и пионерская организации. Одно из дел, которыми они занимались, –
помощь престарелым людям. Ребята ходили к одиноким старикам, помогали им по
хозяйству. Даже картошку могли помочь копать.
-
Вера Фёдоровна, сколько выпусков у вас было?
- Полных выпусков (с 4 по 10 класс, то
есть по семь лет) четыре: 78-й год, 85-й, 92-й и 99-й годы.
-
Помните ли Вы своих учеников? Чем они Вам запомнились?
- Помню всех, ребята при встрече этому
удивляются. Могу забыть если только тех, у кого замещала классного
руководителя, но своих помню всех. Лена Изнова из моего первого выпуска сейчас
директор 9 школы. Инна Исаченкова из второго выпуска живёт и работает во
Франции, там она вышла замуж и родила дочь. Игорь Сидоров из третьего выпуска
работает тренером. Лена Ларченкова из четвёртого выпуска преподаёт в академии
ПВО в Смоленске. Необычная история любви Игоря Фрольцова и Тани Мироновой была
в одном из моих классов. Это была сильная школьная любовь, но на выпускном вечере
они поругались и расстались. Он уехал в Ленинград, поступил там в институт, а
она училась в Смоленске. Игорь остался работать в Ленинграде, а Таня по
распределению уехала в Южно-Сахалинск, там и вышла замуж. Прошло лет пять.
Ребята собрались у меня дома отметить юбилей своего выпуска, и все подшучивали
над Игорем и Таней. А через некоторое время Таня развелась с мужем, Игорь
забрал её в Ленинград, и они поженились. У них уже двое детишек. Многие ребята
после окончания школы уехали в другие города – в Белгород, Москву, но приезжают
на встречи выпускников.
Вера Фёдоровна рассказала, что часто
встречается на улицах города со своими выпускниками, с их родителями. Они друг
друга узнают, здороваются, расспрашивают о жизни, о семьях. А три года назад
первому выпуску Веры Фёдоровны было 35 лет, они собирались на торжественный
праздник в одном из местных кафе.
Из
рассказа Веры Федоровны мы многое узнали о школе, где учимся сами. Забавно было
послушать истории о школьной жизни знакомых нам взрослых людей.
В гостях побывали
ученики 5 «А» класса школы-гимназии и их классный
руководитель И.А.
Карасёва